Испанский натюрморт

Лаконичная, почти плакатная яркость красок бодегонес позволяет в полной мере оценить каждый изображенный предмет отдельно: его фактуру, форму, объем, цветовое решение, — а также в композиции с «соседями». Общее впечатление напоминает звучание канона, когда каждый голос вступает в свой черед вслед за другим, и, сливаясь вместе, они дополняют и подчеркивают красоту друг друга.

Не только для еды

Некоторые исследователи, увлекшись «пищевой ценностью» натюрмортов, всерьез заявляют о скудности жизни в Испании XVII в. или бедственном положении, строгих религиозных убеждениях и прочих, далеких от живописи моментах, по их мнению, влиявших на выбор и размещение предметов в том или ином бодегоне. К сожалению, подобные рассуждения являются примером современного «рекламного» мышления — еда изображается, чтобы ее купили и съели. На деле живописцы того далекого от нас времени понимали, что «отправляют в вечность» изображенные предметы, и их визуальная, а также смысловая значимость гораздо глубже, нежели предложение удовлетворить потребность в питательных элементах.

Триумф Бахуса. Диего Веласкес. 1629 г.
Триумф Бахуса. Диего Веласкес. 1629 г.

Бодегонес с голландским акцентом

Особый интерес представляют натюрморты Хуана ван дер Амена. Сочетание испанского имени и голландской фамилии — подсказка для тех, кто готов оценить своеобразие работ этого художника. Голландские мастера XVII в. соревнуются в оригинальности композиций и дробят жанр натюрморта на множество поджанров, на каждом из которых специализируется тот или иной художник. Голландские натюрморты от бодегонес отличаются большей изысканностью и иным набором зашифрованных знаков, которые, объединяясь, создают особый чарующий флер загадки.

Натюрморт с фруктами и стеклянными сосудами. Хуан ван дер Амен. 1626 г.
Натюрморт с фруктами и стеклянными сосудами. Хуан ван дер Амен. 1626 г.

Испанский колорит

Значительно более «испанскими» в сравнении с работами ван дер Амена выглядят натюрморты Хуана Санчеса Котана. Глубокий фон, подчеркнуто выделенный светом первый план, детально выверенная архитектоника цветовых пятен, напряженная внутренняя драматургия каждого построения — неспроста работы этого художника по-прежнему не сходят со страниц изданий по искусствознанию. Впрочем, исследователи пока так и не приблизились к разгадке феномена его пронзительно ясных композиций.

Пища богов

Примером возвышенного отношения к пище во времена золотого века испанской живописи является роскошный «Триумф Бахуса» Веласкеса. Сам бог виноделия с композицией из разнообразных сосудов у ног венчает и чествует своих верных служителей - маете - ров, сидя рядом с этими крепкими, сильными людьми. И в дополнение натюрморт Хуана ван дер Амена, демонстрирующий щедрость Флоры, которую так преданно воспевает XVII в.

Натюрморт с цветами и фруктами. Хуан ван дер Амен. Около 1627 г.
Натюрморт с цветами и фруктами. Хуан ван дер Амен. Около 1627 г.

Запасы на зиму

Натюрморт с заснеженным пейзажем — один из самых «голландских» в творчестве ван дер Амена. Мастер следует традиции создания картин на тему «времена года», изображая на зимнем фоне яркие, но именно зимние овощи. Тема замершей природы и обещания ее возрождения раскрыта с блеском.

Натюрморт с овощами и заснеженным пейзажем. Хуан ван дер Амен. 1623 г.
Натюрморт с овощами и заснеженным пейзажем. Хуан ван дер Амен. 1623 г.



Поделиться ссылкой