Камиль Писсарро: Подвижник импрессионизма

Творческий путь Камиля Писсарро — это твердое поступательное движение к самосовершенствованию, без резких рывков и зигзагов. Писсарро — человек окончательных решений, для которых требовался сильный характер, избрав в юности дорогу художника, он не сошел с нее, хотя судьбой ему назначена была другая участь — он происходил из семьи буржуа. Интересно, что даже в минуты тяжких испытаний, когда болели дети или изматывала нужда, Камиль относился к миру с неизменной философской снисходительностью, принимая любые вызовы судьбы и радуясь каждому дню, первому снегу, наступившему лету, цветущим деревьям. Он был благодарен за то, что ему дарован талант выразить на холсте красоту этого мира.

К. Писсарро. Ла Варен-Сент-Илер. 1863
К. Писсарро. Ла Варен-Сент-Илер. 1863. Первые работы начинающего пейзажиста выполнены еще в рамках тональной живописи, но в них уже есть ощущение пространства и дыхание воздушной среды
К. Писсарро. Эрмитаж в Понтуазе. 1867
К. Писсарро. Эрмитаж в Понтуазе. 1867. Это масштабное полотно принадлежит к группе пейзажей с видами окрестностей Понтуаза, где Писсарро жил с осени 1866 г. до весны 1869 г. Большинство этих видов изображают селение Эрмитаж, примыкающее к Понтуазу и лежащее у подножия холма Жалле. В 1868 г. картина «Эрмитаж» была принята парижским Салоном
К. Писсарро. Автопортрет. 1873
К. Писсарро. Автопортрет. 1873. Камиль Писсарро по своей натуре человек, лишенный честолюбивых притязаний и излишнего самомнения, будучи цельным, скромным и трудолюбивым художником, оказался на удивление бескомпромиссным импрессионистом, верным принципам пленэрной живописи до конца своих дней
К. Писсарро. Мадам Писсарро у окна. 1877
К. Писсарро. Мадам Писсарро у окна. 1877. Влюбившись в молодости в юную служанку своей матери Жюли, он остался ей верен до самых последних дней, с ней построил семью, с ней заботился о своем огромном семействе, хотя этот шаг лишил его содержания и наследства
К. Писсарро. Дорога из Версаля в Лувесьен. 1868
К. Писсарро. Дорога из Версаля в Лувесьен. 1868. Это солнечная прозрачная работа, в которой еще проглядывает раннее творчество Писсарро и появляются элементы другой манеры. Здесь еще ощутим жанровый мотив, автор изображает, видимо, дочку и Жюли, беседующую с соседкой, но пленэрные задачи, блестяще решенные в правой части картины, постепенно выходят на первый план

Писсарро пришел к импрессионистической живописи своим путем, он познакомился с другими своими коллегами довольно поздно, поскольку он на целое десятилетие старше Моне и Ренуара. Да и в Париж ему пришлось добираться из более отдаленных мест — с Антильских островов, где прошло детство будущего живописца, у его отца там был скобяной бизнес. Обретением своего призвания он обязан двум братьям — датским художникам Мельби, один из которых встретил юного Камиля в порту острова Сент-Томас, когда тот с блокнотом в руках постоянно зарисовывал море и корабли. Заслужив похвалу профессионального художника, Писсарро обрел уверенность в своих силах и решимость преодолевать все препятствия, отделяющие его от живописи. В 1855 г. он уже в Париже, потрясенный Всемирной выставкой и представленными там картинами Коро, Делакруа и Курбе, поступает в Школу изящных искусств. Главным учителем его первых парижских лет стал Камиль Коро, который пристрастил Писсарро к пленэру и тонкой наблюдательности за самым скромным натурным мотивом. От Коро в картинах ученика навсегда остался мастерский рисунок и отточенная композиция.

«Счастлив тот, кто может разглядеть красоту в обычных вещах, там, где другие ничего не видят! Все — прекрасно, достаточно лишь уметь присмотреться». Камиль Писсарро

С Эдуаром Мане и «батиньольцами» Писсарро познакомился в середине 1860-х гг. будучи уже профессиональным мастером. Его внутренние поиски нового живописного языка совпали с тем, что предлагали его новые друзья, в кафе Гербуа он обрел творческих единомышленников и решительно встал на позиции «натурализма», как тогда именовали новый живописный метод. С этих лет он верно и преданно служил идеалам импрессионизма, именно Писсарро больше всех своих собратьев повлиял на молодых последователей, поскольку обладал явным педагогическим талантом. Своим Учителем его назовут Жорж Сёра и Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поль Гоген, с которыми он работал на пленэрах и своей преданностью искусству служил примером бескорыстного служения.

К. Писсарро. Дорога в Лувесьене. 1872
К. Писсарро. Дорога в Лувесьене. 1872. Писсарро полюбил на всю жизнь дорогу, которая стрелой пронзает плоскость картины, разрезая пространство пейзажа, такое построение уже таит в себе динамику, поэтому он не усложняет композицию, его «дорожные» работы всегда скомпонованы ясно и лаконично
К. Писсарро. Жатва в Монфуко. 1876
К. Писсарро. Жатва в Монфуко. 1876. В 1876 г. он создает один из самых заметных своих пейзажей «Жатва в Монфуко», пишет размашисто, ярко, сочно, не жалея желтизны для передачи золота пшеницы, зелени для листвы деревьев и голубизны для летнего неба. Это «радостная сцена, безумно цветная, где запах жатвы поднимается над снопами и витает в воздухе», — скажет об этой картине Писсарро один из критиков

Вся взрослая жизнь Писсарро прошла в окрестностях Парижа, где он вел самый скромный и простой образ жизни. Городские предместья и сельские ландшафты стали главной темой его пейзажей, он открывал поэзию и очарование в самых обычных мотивах. В конце 60-х гг., когда в семье Камиля и Жюли было уже двое детей, они обосновались в небольшом столичном пригороде Лувесьен, куда к тому времени перебрались родители Ренуара, а неподалеку в соседней деревне жил Моне с семьей. К друзьям на пленэры часто наведывался и Сислей, так что лувесьенский период для Писсарро был полон дружеского общения и творческих исканий. Картины художника становятся светлее, ярче, он пишет чистыми цветами, легкими беглыми мазками, выбирая более камерные сюжеты, отказавшись от масштабных полотен.

В Лувесьене Писсарро достигал особой тонкости в передаче прозрачности и влажности воздуха, уже здесь появляется его особенная вибрация воздушных потоков, которые самым решительным и последовательным, в силу своего волевого характера и в силу того, что имел уже довольно полное представление о том, что он хочет сказать миру.

К. Писсарро. Каштаны. 1872
К. Писсарро. Каштаны. 1872. Узловатые стволы, корявые ветки, ломаные зигзаги контрастных молний, рассекающих небо, создают атмосферу тревоги и взволнованности

Вместе с тем в отличие от большинства импрессионистов он тяготел к более законченному и ясному построению композиции, у него редко можно встретить срезанные кадры или диагональные скошенные ракурсы. Его пейзажи отличает большая устойчивость, чем у Моне и Сислея, как правило, у него высокий горизонт и для неба остается не так много места, потому что его внимание приковано к тому, что происходит на земле. Эмиль Золя тонко подметил особенности манеры Писсарро: «Тут живопись строгая и серьезная, главная забота художника — правдивость и точность».

У Писсарро дорога в Лувесьене стала центральным мотивом многих пейзажей, вглядываясь в ее перспективу, художник по-новому строил пространство с помощью уходящих вглубь ритмических цепочек деревьев, домов, печных труб на крышах. Мотив дороги с уходящими фигурками людей или отъезжающими дилижансами — очень выразительная тема, она создает иллюзию сиюминутного мгновения, исчезающего времени, ускользающего пространства. Дорога, проходящая мимо дома художника, интересовала пейзажиста и как постоянно меняющийся объект, на ней все время что-то происходило, она менялась в течение дня и в течение года. Сезонные изменения стали предметом наблюдения начинающего импрессиониста, природные метаморфозы — это также излюбленная тема Писсарро. Между осенью 1869-го и летом 1872 гг. Камиль Писсарро написал двадцать два пейзажа с видами версальской дороги в Лувесьенне, исследуя эффекты света и смены сезонов. К сожалению, зимний пейзаж в следующем 1871 г. автору довелось писать уже на чужбине, близ Норвуда в Англии, куда ему пришлось уехать из-за начавшейся прусской войны. Эта зима холодная, безлюдная, пустынная. Несчастья семьи Писсарро возросли, когда по возвращении в Лувесьен через год, обнаружилось, что дом разорен пруссаками, а большая часть картин, созданных за два десятилетия, погибли. Писсарро пришлось покинуть гостеприимный Лувесьен, где он создал так много прекрасных пейзажей.

К. Писсарро. Иней. 1873
К. Писсарро. Иней. 1873. Перед нами зимнее утро с его сложным освещением и длинными тенями от деревьев, которых мы не видим, но они вносят динамику в наше восприятие. Переливы оттенков на снежной поверхности, когда снег перемежается с изморозью, инеем, охрой глиняных комьев вызывают восхищение живописным мастерством автора
К. Писсарро. Дилижанс в Аннери. 1877
К. Писсарро. Дилижанс в Аннери. 1877. Картина лишается пространственного размаха более ранних дорожных видов, но зато приближенный к нам мир более эмоционально воздействует через дрожание и трепет листвы на деревцах, вибрирующие поверхности стен и дороги, через тающие в струящемся дымчатом воздушном пространстве фигурки и силуэты
К. Писсарро. Цветущие яблони в Эраньи. 1895
К. Писсарро. Цветущие яблони в Эраньи. 1895. Этот излюбленный мотив Писсарро в полной мере смог воплотить позже в Эраньи, куда они перебрались с семьей в свой собственный дом и сад. Картины цветущих слив и яблонь, сцены сбора поспевших фруктов, зимний сад в снегу и тумане — эти картины передают ощущение праздника бытия, красоты и многообразия жизни, которыми восхищен автор

Понтуаз — живописный городок на реке Уазе, с которым связано десятилетие творческого взлета Камиля Писсарро, здесь были созданы самые знаменитые, самые вдохновенные его пейзажи, исполненные с гроссмейстерской виртуозностью. Окрестности Понтуаза давали возможность художнику изображать различные картины природы — холмистые поля, перелески, деревенские улицы и дороги, здесь он внимательно наблюдает за крестьянскими заботами, пишет пашни и жатвы.

В понтуазский период Писсарро пишет легко, окутывая все предметы воздушной пылью из мелких движений кисти, пейзажи отличаются легким дыханием, жизнеутверждающим настроением, в них царит редкое ощущение гармоничного синтеза с окружающим миром, с которым автор живет в одном ритме.

К. Писсарро. Кот де Бёф. 1878
К. Писсарро. Кот де Бёф. 1878. В пейзаже «Кот де Бёф близ Понтуаза» деревья на первом плане дают чеканный ритм вертикалей, убегающий вглубь по диагонали склона. Для Писсарро мотив деревьев и особенно их ветвей был одним из самых характерных, с его помощью он создает различные образы природы, передает оттенки настроения, тонкие движения души
К. Писсарро. Пасмурный день на берегу Уазы. 1878
К. Писсарро. Пасмурный день на берегу Уазы. 1878. Темные кружевные силуэты на фоне прозрачного неба — это сложная орнаментальная феерия, которая может состоять из гнутых, пластичных, текучих линий, звучащих нежной лиричной мелодией
К. Писсарро. Красные крыши. Деревенский уголок зимой. 1877
К. Писсарро. Красные крыши. Деревенский уголок зимой. 1877. «Красные крыши» — один из самых известных пейзажей Писсарро, в котором геометрические ступенчатые очертания крыш блестяще сочетаются с полукруглой линией горизонта, вспышки красного, рыжего, охристого с холодной прозрачностью зимнего неба и морозными тенями. Главную лирическую ноту вносят в пейзаж тонкие гибкие линии молодых деревьев на фоне белых плоских стен домов



Поделиться ссылкой