Федор Яковлевич Алексеев, сын сторожа Академии наук, закончив Академию художеств с золотой медалью, как лучший ученик был отправлен на три года для дальнейшего обучения в Венецию. Там он увлёкся модным в Европе жанром ведуты и привёз это искусство в Россию, став основоположником русского городского пейзажа.
На первый план выходит изображение полноводной реки с разнообразными лодками и парусными судами. На картине изображена широкая панорама города: безграничная гладь голубовато-зелёной невской воды, строения на дальних берегах, ясно видные в прозрачном утреннем воздухе. Протяжённость композиции соответствует задаче автора — обстоятельно и с документальной точностью отобразить архитектурные шедевры: Зимний дворец, Адмиралтейство, стрелку Васильевского острова и здание Биржи, возведённое почти в год написания этой картины. В своё повествование художник органично включает человеческие фигуры. Сгруппированные в затейливые жанровые сцены, они живут, действуют, помогая зрителю лучше понять образ Петербурга. Столь внимательное отношение характерно для пейзажей этого времени, призванных точно передавать исторический облик города, его жителей и памятники, чтобы просвещать современников и оставить потомкам как можно больше художественных документов о наиболее примечательных местах.
Планируя Васильевский остров, Пётр I хотел, чтобы стрелка — место, где Нева делится на Большую и Малую, образуя мыс, — стала культурным и деловым центром города. Тогда Трезини в 1719—1721 гг. создал проект, который предусматривал прямоугольную сетку улиц-каналов, огромный общественный сад, правительственные учреждения, а также гостиный двор, Биржу и собор. И уже в начале 1720-х годов вдоль Большой Невы были заложены фундаменты под Кунсткамеру и дворец царицы Прасковьи Фёдоровны.
В начале XIX в. начали возводить новое здание Биржи (архитектор Ж. Ф. Тома де Томон), это завершило формирование центрального архитектурного ансамбля Санкт-Петербурга.