Когда и где появился импрессионизм?

При попытке ответить на этот вопрос будет естественным предположить, что направление в искусстве, призванное отразить все то новое, что появилось вокруг, могло зародиться и сформироваться там, где перемены происходили наиболее быстрыми темпами, где жизнь менялась прямо на глазах.

Г. Кайботт. Балкон, бульвар Осман. 1880
Г. Кайботт. Балкон, бульвар Осман. 1880. За несколько лет — с 1854-го по 1858-й — лабиринты из узких улочек, тупиков, двориков, где горожане разводили садики и сажали огороды, были прорезаны широкими проспектами, аллеями и бульварами
В. Бугро. Орест, преследуемый эринниями. 1862
В. Бугро. Орест, преследуемый эринниями. 1862. Вильям Бугро — видный представитель салонного академизма XIX в. Его творчество характеризуется как «квинтэссенция живописи своего поколения». В своем творчестве Бугро делал упор преимущественно на мифологические, аллегорические и библейские сюжеты

Бесспорно, таким местом в Европе в середине позапрошлого столетия был Париж, который, стойко пережив многочисленные революции и войны, во времена Наполеона III кардинально был изменен своим знаменитым градоначальником бароном Османом. Население столицы увеличилось вдвое за 20 лет. Париж стал мегаполисом в современном значении слова. Это было бурное время метаморфоз, они не могли не повлиять на начинающих художников, которые хотели все это написать.

Итак, местом рождения стал Париж, а что же с датой? Казалось, импрессионизм готов вот-вот появиться на свет, но что-то или кто-то мешал этому, кто же мог влиять на взгляды и выбор художников? Что писать художникам и даже как писать, во Второй империи определял всесильный Салон — ежегодная выставка картин, которым заправляло могущественное Жюри, состоящее из дюжины академиков. Они придерживались весьма консервативных взглядов на сюжеты картин и на стилистику живописи, в тренде были такие мэтры как Вильям Бугро или, к примеру, Александр Кабанель, пленивший салонных посетителей 1863 г. своей томной «Венерой».

А. Кабанель. Рождение Венеры. 1863
А. Кабанель. Рождение Венеры. 1863. Кабанель был, пожалуй, самым популярным и именитым художником эпохи Второй империи (1852-1870). Модный портретист, любимый живописец Наполеона III и других европейских правителей, он вошел в историю искусства как символ изжившей себя академической традиции, умело приспособившейся к требованиям времени. Кабанель был обладателем многих наград, членом французской Академии
Г. Кайботт. Маляры фасадов. 1877
Г. Кайботт. Маляры фасадов. 1877. Гюстав Кайботт был влюблен в этот новый, торжественный, светский, промышленный и такой современный Париж. Его произведения с видами Парижа— это гимн городу, который выглядит сегодня точно так же, как и в 1877 г.

Этот год вообще стал особенным для становления новых веяний во французском искусстве, поскольку конфликт между Жюри Салона и художниками достиг особого драматизма, академики отвергли более двух тысяч картин, а без одобрения Жюри художники тех лет были обречены на очень сложную жизнь изгоев.

Вспыхнувший скандал обратил внимание двора, и император пошел на компромисс, отдав залы Дворца Промышленности под выставку художников, чьи работы не прошли суд Жюри.

К. Писсарро. Итальянский бульвар. 1893
К. Писсарро. Итальянский бульвар. 1893. Париж обзавелся бульварами, современными мостами, железной дорогой, городскими парками, новой оперой, кафешантанами и даже ипподромом
А. Жерве. Заседание жюри парижского салона. 1885
А. Жерве. Заседание жюри парижского салона. 1885. Парижский салон — одна из самых престижных художественных выставок Франции, регулярная экспозиция парижской Академии изящных искусств. Предшественниками Салона были выставки в Риме, которые устраивались раз в два года в Пантеоне. Во Франции выставки работ живущих мастеров появились благодаря Людовику XIV: он повелел Королевской академии живописи и скульптуры проводить регулярные выставки произведений своих членов. Первая состоялась 23 апреля 1667 г. С тех пор на протяжении столетий участие в выставке было обязательным для всех художников, желавших завоевать известность

Выставка получила имя «Салон отверженных», на ней были представлены публике многие шедевры, которые затем составят славу французского искусства, а пока их авторы переживали нелегкие времена непонимания и насмешек обывателей. Наибольшего «внимания» зрителей удостоились две работы — Джеймса Уистлера «Женщина в белом» и Эдуара Мане «Завтрак на траве», где авторы, очень далекие от академических правил, помимо непривычных и даже шокирующих образов, решали сложные формальные колористические задачи соотношения цветов и пленэрного освещения. Но пока публика считывала только сюжеты, осознание живописного новаторства молодых художников было делом будущего.

«Салон отверженных» 1863 г. явился вехой в художественной жизни Франции еще и по причине того, что он стал прецедентом для молодых альтернативных художников, которые теперь каждый год объединялись и выставляли свои работы на независимых от Салона и Жюри площадках, обретая все больше свободы. Через 10 лет этот процесс формирования и становления принесет свои плоды, которые будут предъявлены на суд публики в 1874 г. на выставке «Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов» в ателье фотографа Надара на Бульваре Капуцинок.

Э. Мане. Завтрак на траве. 1863
Э. Мане. Завтрак на траве. 1863. Добропорядочные парижские буржуа считали картину «Завтрак на траве» просто непристойной. Сейчас многим зрителям вряд ли понятен скандальный эффект работы Мане, да, художник изобразил обнаженную натуру, но у любимца Салона-63 Кабанеля Венера была не просто обнажена, она излучала эротизм. Но то, что было позволено Венерам, было табуировано для обычных горожан, даже если они находились на пикнике вдали от этикета. Таковы были правила буржуазного общества, а тем, кто посмел их нарушить, не суждено было добиться признания и успеха
Д. Уистлер. Симфония в белом №1. Девушка в белом. 1862
Д. Уистлер. Симфония в белом №1. Девушка в белом. 1862. Отсутствие прочной «привязки» к какой-то определенной национальной школе, освоение самых разных культурных традиций позволили художнику не только выработать свой индивидуальный почерк, но и встать у истоков новых течений в искусстве. Уистлера считают одним из ключевых предшественников импрессионизма и символизма

Если общество анонимное, то откуда же взялось название — импрессионисты. Интересно, что первым эту выставку на весь Париж прославил благодаря своей весьма (надо признать) остроумной статье человек, который меньше всего этого желал, но который по этой причине попал в историю мирового искусства. Ну, кто бы сейчас вспоминал журналиста и гравера Луи Леруа, сотрудника популярного журнала «Шаривари», известного своими карикатурами, если бы он не написал 25 апреля 1874 г. статью о выставке оппозиционных художников, придумав ей пророческое название «Выставка импрессионистов». Надо отдать должное автору разгромной статьи, он уловил главное — эти новые авторы действительно сделали главным предметом искусства свои личные переживания увиденного, они изображали свои впечатления (на французском — impression), а потому этот, поначалу странный для уха современников, термин — импрессионисты — закрепился и остался на века.

К 1874 г. группа живописцев в составе Ренуара, Моне, Сислея, Дега, Писсарро, Моризо — осознали общность своих задач и приемов, сначала их объединяли посещения мастерской старшего товарища Эдуара Мане на улице Батиньоль, затем шумные дискуссии и посиделки «батиньольцев», как их стали называть, в кафе Гербуа, где и пришла идея совместной выставки. Это был решительный, но обдуманный шаг, друзья-художники уже не были мечтательными максималистами, за плечами у них были годы обучения, сомнения и выбора, а затем и работы в своей собственной стилистике, несмотря на ее «неформатный» характер. Команда организаторов привлекла к участию еще более 20 авторов, среди которых были признанные мэтры Эжен Буден и Камиль Коро, а также добившиеся известности позже Арман Гииомен и Поль Сезанн. Когда встал вопрос о площадке, на помощь пришел знаменитый фотограф Надар, друг Эжена Делакруа и Шарля Бодлера, который предоставил «независимым» свою мастерскую без арендной платы, что для непризнанных авторов было немаловажным фактором. Ведь одной из существенных причин, подвигнувших наших героев на хлопотливое дело организации выставки, было привлечение внимания будущих покупателей и коллекционеров их картин, что в итоге им удалось при активном содействии их главного покровителя арт-дилера Поля Дюран-Рюэля. За месяц работы выставка приняла три с половиной тысячи человек и вызвала неоднозначную реакцию в прессе, скорее критическую, нежели одобрительную. На первой выставке можно было встретить несколько ставших впоследствии культовых работ, таких, как «Ложа» Ренуара или «Дом повешенного» Сезанна.

А. Фантен-Латур. Ателье в Батиньоле. 1870
А. Фантен-Латур. Ателье в Батиньоле. 1870. Групповой портрет «Ателье в Батиньоле» («Мастерская в Батиньоле») можно считать манифестом и заявлением о творческой дружбе. Как писал автор картины Анри Фантен-Латур: «Не семейные узы, не родственные связи объединяют отныне людей, а осознание своей причастности к общему делу»
О. Ренуар. Ложа. 1874
О. Ренуар. Ложа. 1874. Эта картина Ренуара была написана и выставлена на Первой выставке импрессионистов в 1874 г. Несмотря на то что картина получила неплохие отзывы критики, Ренуар смог продать ее только в 1875 г. за относительно небольшую сумму в 475 франков

Нельзя сказать, что выставка «Анонимного общества» произвела фурор или культурную революцию, но она стала первой ласточкой и точкой отсчета теперь уже «легализованного» и даже получившего наименование нового направления в искусстве.

На поставленный в начале главы вопрос — когда и где появился импрессионизм? — можно вкратце ответить: в Париже в 60-е г. XIX в., но об этом долгое время знали только сами художники, остальные о новом явлении узнали весной 1874 г. после выставки в студии Надара.

П. Сезанн. Дом повешенного. 1873
П. Сезанн. Дом повешенного. 1873. Начало славного 1873 г. было ознаменовано созданием первого из истинных шедевров Сезанна — «Дома повешенного». Это полотно отнесут к «импрессионистической» серии художника. Оно выполнено мазками светлых тонов с преобладанием бледной охры и зеленого цвета; четкие, раздельные мазки сближают живописную манеру Сезанна с манерой Писсарро и Моне. На следующий год он выбрал именно ее для первой выставки импрессионистов, где ее купил крупный коллекционер граф Дориа. При жизни художника эта картина множество раз переходила из рук в руки



Поделиться ссылкой