Крупнейшие направления живописи

Абстракционизм (лат. «abstractio» — «удаление, отвлечение») — направление искусства, отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Путем создания определенных цветовых сочетаний и геометрических форм у зрителя вызываются разнообразные ассоциации. Главными представителями абстракционизма были: В. В. Кандинский (1866—1944 гг.), П. Пикассо (1881—1973 гг.).

Абстракционизм
Абстракционизм

Авангардизм (фр. «avant-garde» — «передовой отряд») — совокупность экспериментальных, подчеркнуто необычных, поисковых начинаний в искусстве XX в. К авангардным направлениям живописи относятся фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, акционизм, поп-арт, концептуальное искусство.

Академизм (фр. «academisme») — направление в европейской живописи XVI— XIX вв. Основывалось на скрупулезном следовании внешним формам классического искусства. Академизм воплощал в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты. В этом стиле творили Аннибале (ок. 1560—1609 гг.), Агостино (1557—1602 гг.) и Лодовико (1555— 1619 гг.) Карраччи.

Акционизм (англ, «action art» — «искусство действия») — хэппенинг, перформанс, эвент, искусство процесса, искусство демонстрации и ряд других форм, возникших в авангардистском искусстве 1960-х гг. В соответствии с идеологией акционизма художник должен заниматься организацией событий, процессов. Это направление стремится стереть грань между искусством и действительностью.

Ампир (фр. «empire» — «империя») — стиль в декоративном искусстве, возникший во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Это финал развития классицизма, воплотивший величество, изысканность, роскошь, мощь и воинскую силу. Для ампира характерно обращение к античному искусству: древнеегипетским декоративным формам, этрусским вазам, помпейской росписи, греческому и римскому декору, ренессансным фрескам и орнаментам. Главным представителем этого стиля был Ж.-Л. Давид (1748—1825 гг.) — картины «Клятва Горациев» (1784 г.), «Брут» (1789 г.).

Ар-нуво (фр. «art nouveau», буквально — «новое искусство») — распространенное во многих странах (Бельгия, Франция, Англия, США и др.) название стиля модерн. Самый известный художник этого направления живописи — А. Муха (1860—1939 гг.).

Ар-нуво
Ар-нуво

Ар-деко (фр. «art deco», сокр. от «decoratif») — направление в искусстве середины XX в., обозначившее синтез авангарда и неоклассицизма, пришедшее на смену конструктивизму. Отличительные признаки этого направления: геометрические линии, роскошь, шик, дорогие материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа). Самым известным художником этого направления является Т. де Лемпицка (1898—1980 гг.).

Барокко (итал. «Ьагоссо» — «странный, причудливый») — художественный стиль в искусстве позднего Возрождения. Отличительные признаки этого стиля: преувеличенность размеров, изломанность линий, обилие декоративных подробностей, тяжесть и колоссальность.

Батальный жанр (фр. «bataille» — «битва») — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: сражения, военные походы.

Ведута — жанр венецианской живописи XVIII в., в котором изображается городской архитектурный пейзаж в виде панорамы с соблюдением масштаба и пропорций. Главный представитель этого стиля в живописи — венецианский художник Каналетто (1697—1768 гг.). В России родоначальником архитектурной ведуты были живописцы Ф. Я. Алексеев (1753—1824 гг.), М. Н. Воробьев (1787—1855 гг.), С. Ф. Щедрин (1791—1830 гг.).

Возрождение, или Ренессанс (фр. «renaissance», итал. «rinascimento»), — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре середине XX в. Главная цель гиперреализма — отобразить действительность.

Гиперреализм (фотореализм) — стиль в живописи и скульптуре, основанный на фотореализации объекта. Возник в США в середине XX в. Главная цель гиперреализма — отобразить действительность.

Готика (итал. «gotico» — «непривычный, варварский») — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV в. Этот стиль завершил развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения искусство Средневековья считалось варварским. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Подразделяется на раннюю готику, период расцвета, позднюю готику.

Гризайль (фр. «grisaille», от «gris» — «серый») — вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках какого-либо одного цвета, чаще серого. Применяется с XVII в., широко распространена в росписях интерьеров классицизма, преимущественно как имитация скульптурного рельефа.

Дадаизм (фр. «dadaisme», от «dada» — «деревянная лошадка», в переносном смысле — «бессвязный детский лепет») — модернистское литературно-художественное течение 1916— 1922 гг., для которого характерны сознательный иррационализм и демонстративный антиэстетизм. Зародился во время Первой мировой войны в Цюрихе (Швейцария) как реакция на последствия войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Дадаисты считали, что современную европейскую культуру необходимо уничтожить через разложение искусства. Самые известные дадаисты: X. Арп (1886—1966 гг.), М. Дюшан (1887—1968 гг.), М. Эрнст (1891—1976 гг.).

Импрессионизм (фр. «impression» — «впечатление») — направление в европейской живописи, зародившееся во Франции в середине XIX в. Импрессионисты пытались уловить общее впечатление от того, что видит глаз в конкретный момент. Такого эффекта они достигали при помощи цвета и фактуры. Наиболее известные художники этого направления живописи: Э. Мане (1832—1883 гг.), П.-О. Ренуар (1841—1919 гг.), П. Сезанн (1839—1906 гг.), Э. Дега (1834—1917 гг.), К. Моне (1840—1926 гг.), К. Писсарро (1830—1903 гг.).

Каприччо (итал. «capriccio» — «каприз, прихоть») — архитектурный пейзаж-фантазия. Самые известные художники, писавшие в этом стиле: Ф. Гварди (1712—1793 гг.), А. Каналетто (1697—1768 гг.).

Карикатура (итал. «caricare» — «преувеличивать») — жанр изобразительного искусства, объединяющий изображения, в которых сознательно создается комический эффект, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей и др.

Карикатура
Карикатура

Классицизм (лат. «classicus» — «образцовый») — художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII — начала XIX в., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Интерес для классицизма представляет только вечное и неизменное. В каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные, индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придает огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Ряд канонов классицизм позаимствовал из античного искусства.

Концептуальное искусство (концептуализм) (лат. «conceptus» — «мысль») — направление в модернизме 1970—1980-х гг., целью которого было создание произведений, более или менее свободных от материального воплощения художественных идей. В своих картинах художники-концептуалисты заменяли изображения надписями, диаграммами, схемами и т. п. При этом материальные средства играют роль только возбудителя представлений, а предметом созерцания является мысленная форма. Самые известные художники этого направления: Дж. Кошут (основной теоретик), Д. Хюблер, Р. Барри, Я. Вильсон.

Конструктивизм — направление в советском искусстве 1920-х гг. Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу конструирования окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели демократичность искусства и новые отношения между людьми.

Кубизм (фр. «cube» — «куб») — модернистское течение в живописи начала XX в., которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объемной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства. Название «кубисты» впервые было употреблено в 1908 и 1909 гг. французским критиком Л. Воселем как насмешливое прозвище группы художников, изображавших предметы в виде комбинации геометрических тел или фигур. Самый известный художник этого направления — П. Пикассо (1881—1973 гг.).

Маньеризм (итал. «maniera» — «манера, стиль») — стиль в изобразительном искусстве, основанный на усвоении манеры какого-нибудь признанного мастера или определенной художественной школы.

Минимализм (англ., «minimal art» — «минимальное искусство») — художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Отвергая классические приемы и традиционные художественные материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Стиль возник в США в первой половине 1960-х гг. Среди наиболее известных минималистов: К. Андре, М. Бочнер, У. Де Мариа, Д. Флэвин.

Монументальная живопись — живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Основные техники — фреска, мозаика, витраж. Это древнейший вид живописи, известный с палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.). Благодаря долговечности сохранились произведения монументальной живописи практически всех культур.

Морской пейзаж (марина) (лат. «mari- nus» — «морской») — жанр изобразительного искусства, основной темой которого являются морские виды. Яркий представитель этого жанра — И. К. Айвазовский (1817—1900 гг.).

Натурализм (лат. «naturalis» — «природный») — направление в литературе и искусстве последней трети XIX в., стремившееся к объективно точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Воспроизводит реальность без ее идейного осмысления, художественного обобщения, критической оценки и отбора.

Натюрморт (фр. «nature morte» — «мертвая, неодушевленная натура») — художественное изображение различных предметов быта: посуды, домашней утвари, фруктов, овощей, цветов, дичи или любого их сочетания. Самые известные школы натюрморта — фламандская и голландская.

Натюрморт
Натюрморт

Наивное искусство — изобразительные виды народного искусства, творчество художников-самоучек, а также самодеятельное искусство. Яркий представитель — А. Руссо.

Неоклассицизм — термин, обозначающий художественные явления последней трети XIX—XX вв., которым присуще обращение к традициям античного искусства, искусства эпохи Возрождения или классицизма. Возникновение этого стиля обусловлено стремлением противопоставить вечные эстетические ценности тревожной и противоречивой реальности. Наиболее известный художник этого направления: В. Бугро (1825—1905 гг.).

Ню (фр. «пи» — «нагой, раздетый») — один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела, главным образом женского. В своем развитии этот стиль воплощает идеал красоты данной страны и эпохи. Ню зародился в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического, исторического и бытового жанров. Формирование ню как жанра произошло в XVII в. с распространением идей сенсуализма: изображения нагого тела проникнуты откровенно чувственным началом.

Оп-арт (от англ., «optical art» — «оптическое искусство») — авангардистское течение в изобразительном искусстве, одна из поздних модификаций абстрактного искусства. В оп-арте эффекты пространственного перемещения и слияния форм достигались введением резких цветовых и тональных контрастов, ритмических повторов, пересечения спиралевидных и решетчатых изображений, извивающихся линий.

Оп-арт
Оп-арт

Пейзаж (фр. «paysage» — «страна, местность») — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

Примитивизм — стиль живописи, зародившийся в XIX—XX вв. Примитивисты намеренно делали формы изображений примитивными, как народное искусство, творчество ребенка или первобытного человека. Самые известные художники этого направления — М. 3. Шагал (1887— 1985 гг.), Н. Пиросмани (1862—1918 гг.).

Поп-арт (англ., «popular art» — «популярное, общедоступное искусство») — искусство, производящее взрывной, шокирующий эффект — неоавангардистское направление в изобразительном искусстве. Стиль получил распространение со второй половины 1950-х гг. в США. Художники этого направления воспроизводят буквально типичные предметы современного быта — вещи домашнего обихода, упаковку товаров, фрагменты интерьеров, детали машин. Популярные печатные изображения известных личностей, вырезки из газет используются в композиции. Самые известные художники поп-арта: Дж. Джонс (1930 г.), Р. Раушенберг (1925—2008 гг.) и Э. Уорхол (1928— 1987 гг.).

Поп-арт
Поп-арт

Портрет (фр. «portrait») — художественное изображение человека, передающее его внутренний мир.

Постимпрессионизм (лат. «post» — «после» и «импрессионизм») — совокупность направлений, возникших во французском искусстве во второй половине 1980-х гг. и пришедших на смену импрессионизму. Началом постимпрессионизма принято считать середину 1880-х гг., когда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован «Манифест символизма» (1886 г.) поэта Жана Мореаса. Новые стили декларировали неприятие эстетики импрессионизма и реализма. Их объединяла готовность передавать в картинах не сиюминутные, а длительные, сущностные состояния жизни, как материальные, так и духовные. К этому направлению относятся пуантилизм (Ж.-П. Сёра (1859—1891 гг.), П. Синьяк (1863—1935 гг.)) и символизм (П. Гоген (1848—1903 гг.)).

Прерафаэлитизм (англ., «рге» — «перед» и «raphaelitism» — «Рафаэль») — эстетико-мистическое направление в английской живописи во второй половине XIX в., образовавшееся в начале 1850-х гг. как борьба против условности в английском искусстве викторианской эпохи, против академических традиций и слепого подражания классическим образцам.

Пуантилизм (фр. «pointiller» — «писать точками») — одно из направлений неоимпрессионизма, письмо раздельными четкими мазками в виде точек или мелких квадратов. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем. Самые известные художники, писавшие в этом стиле: Ж.-П. Сёра (1859—1891 гг.), П. Синьяк (1863—1935 гг.), А. Матисс (1869—1954 гг.).

Пуантилизм
Пуантилизм

Реализм (лат. «realis» — «вещественный, действительный») — направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических и прочих явлений, максимально соответствующих действительности. Самые известные реалисты — русские живописцы И. Е. Репин (1844—1930 гг.), И. И. Шишкин (1832— 1898 гг.), В. Д. Поленов (1844—1927 гг.), В. И. Суриков (1848—1916 гг.), И. И. Левитан (1860—1900 гг.).

Рококо (фр. «гососо», от фр. «rocaille» — «раковина») — стиль в искусстве и архитектуре, появившийся во Франции в начале XVIII в. Рококо отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. Со стилем барокко рококо объединяет стремление к завершенности форм, однако барокко тяготеет к монументальной торжественности, а рококо предпочитает изящество и легкость.

Романтизм (фр. «romantisme») — идейное и художественное направление в европейской и американской живописи конца XVIII — начала XIX в., выдвигавшее на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями. Романтизм проповедовал главенство воображения и чувств. Основная идеологическая предпосылка — разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе. Представители этого жанра: Э. Делакруа (1798—1863 гг.), И. К. Айвазовский (1817— 1900 гг.).

Сентиментализм (лат. «sentiment» — «чувство») — стиль западного искусства второй половины XVIII в., выражающий разочарование в цивилизации, основанной на идеалах разума. Сентиментализм воспевает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни «маленького человека». Идеологом сентиментализма считается писатель Ж.-Ж. Руссо. Художники, писавшие в этом жанре: Я.-Ф. Хаккерт (1737— 1807 гг.), P.-А. Уилсон (1932—2007 гг.), Т. Джонс (1742—1803 гг.), Дж. Форрестер, С. Дэлон.

Символизм (фр. «symbol isme») — одно из крупных направлений в искусстве (а также в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870—1880-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX вв., прежде всего во Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства направлений современного искусства. Художники-символисты: О. Бёрдслей (1872—1898 гг.), М. А. Врубель (1856—1910 гг.).

Социалистический реализм (соцарт) — художественный метод в искусстве, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Возникновение и развитие этого направления связаны с распространением социалистических идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения.

Супрематизм (лат. «supremus» — «высший, высочайший, первейший») — направление авангардного искусства первой трети XX в., создателем которого был советский художник Казимир Малевич.

Сюрреализм (фр. «surreal isme» — «сверх + реализм») — одно из направлений модернизма. Стиль возник во Франции в середине XX в. Художники с фотографической точностью создавали нелогичные, пугающие картины обычных предметов или использовали нестандартную технику живописи, дающую возможность выразить подсознательные мотивы. Самые известные сюрреалисты: С. Дали (1904—1989 гг.), Р. Магритт (1898—1967 гг.).

Сюрреализм
Сюрреализм

Ташизм (фр. «tache» — «пятно») — одно из названий направления в абстракционизме 1950-х гг. Это живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности. Пятна наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана, выражают бессознательную активность художника. Наиболее яркие представители стиля: Ж. Матьё (1921—2012 гг.), X. Хартунг (1904—1989 гг.), Вольс (1913— 1951 гг.), П. Сулаж (1919 г.), Ж. Базен (1904—2001 гг.), Э. Бедова (1919—2006 гг.), А. Йорн (1914—1973 гг.).

Фовизм (фр. «fauve» — «дикий, хищный») — авангардистское течение во французской живописи начала XX в., для которого характерны предельно интенсивное звучание открытых цветов и сопоставление контрастных хроматических плоскостей.

Футуризм (итал. «futurismo» — «будущее») — течение в искусстве начала XX в. Основные темы футуризма: достижения техники и технический прогресс. Основоположниками футуризма были Б. Джакомо (1871—1958 гг.) и Дж. Северини (1966 г.).

Фэнтези (англ, «fantasy» — «фантазия») — жанр живописи, появившийся в начале XX в. и основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. Развитие живописи в этом направлении шло параллельно и схоже с развитием литературы, так как основная масса художников рисовала обложки и иллюстрации к книгам и играм, а также фантастические комиксы и коллекционные игровые карты. Самые известные художники фэнтези: Б. Вальехо (1941 г.), Дж. Белл (1958 г.), Л. Ройо (1954 г.), Ф. Фразетта (1928—2010 гг.).

Фэнтези
Фэнтези

Шарж (фр. «charge») — сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (портрет), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели. Разновидность карикатуры.

Экспрессионизм (фр. «expression» — «выразительность») — модернистское течение в западноевропейском искусстве начала XX в. Возникло как отклик на острейший социальный кризис — Первую мировую войну. Идейной основой этого течения стали протест против уродливого мира, все большее отдаление человека от него, чувство крушения надежд. Художникам-экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм.




Поделиться ссылкой