Менины

МЕНИНЫ
Д. Веласкес МЕНИНЫ (Семья Филиппа IV) 1656 г. Мадрид, музей Прадо

КАРТИНА-ЗАГАДКА

Действие картины происходит в мастерской художника, расположенной в просторном зале королевского дворца Алькасар. И уже это реальное окружение и бытовой подход — удивительно, так как не соответствует сложившимся к тому времени правилам парадного портрета. Обычно фоном служили условные декорации. Однако Веласкес строго соблюдает правила приличия, и всё выглядит чинно и торжественно. Картина заняла достойное место в парадных залах дворца.

Предполагают, что Веласкес писал все фигуры не с натуры, а отражёнными. Зеркало действительно играет огромную роль в построении полотна. Отражение короля и королевы в зеркале, висящем перед зрителем, ясно указывает, что перед картиной существует пространство, где и находятся монархи. К тому же мотив зеркала был необычайно популярен в те времена и имел символическое звучание.

КОГО РИСОВАЛ ХУДОЖНИК?

До сих пор исследователи спорят, что же изобрази Веласкес в своей картине «Менины». По свидетельству испанского живописца и историка искусства Антонио Паломино, художник представляет момент создания портрета королевской четы в присутствии крошечной инфанты.

Менины

ЮНАЯ ПРИНЦЕССА

Инфанте Маргарите исполнилось всего пять лет, однако держится девочка как взрослая дама. Строгий придворный этикет обязывал вести себя бесстрастно и отстранённо. Взгляд девочки прикован к родителям, именно им она демонстрирует, как умеет держать себя в обществе, стоять неподвижно и не улыбаться. Испанским монархам публично смеяться запрещалось. Историки утверждают, что её отец за всю жизнь в присутствии посторонних смеялся только дважды.

ШУТЫ И КАРЛИКИ

В свиту европейских монархов и вельмож входили шуты и карлики, это было необычайно модно по всей Европе. Созерцание их физических недостатков наполняло придворных чувством собственного превосходства. Действительно, на фоне карлицы Марии Барбола и шута Нико-лао де Пертусато инфанта и фрейлины кажутся изящными, хрупкими красавицами.

ФРЕЙЛИНА

ФРЕЙЛИНА

Фрейлина — а их обычно выбирали из самых аристократических фамилий — подает инфанте кувшин, присев в низком реверансе. Только так по придворному этикету положено было подавать кушанья членам королевской семьи, причём подобная честь предоставлялась лишь избранным.

КОРОЛЬ И КОРОЛЕВА

Высшей похвалой живописцу было сравнение его произведения с зеркальным отражением. Отражение воспринималось идеальной, правдивой картиной мира, возникающей не по воле человека. В зеркале на стене художник помещает изображение испанской королевской четы: Филиппа IV и его второй супруги Марианны. Интересно, что это единственное полотно Веласкеса, где король и королева изображены вместе.




Поделиться ссылкой