Метафизическая живопись (1917-1920-е)

Реакцией на кубизм и футуризм стала «метафизическая живопись» — pittura metafisica — итальянское художественное течение, основанное Джорджо де Кирико (1888-1978) и подхваченное Карло Карра (1881-1966). Их алогичные фантастические картины выглядели странно правдоподобно. Неожиданные сопоставления, выразительная перспектива — все вместе призвано было воздействовать на подсознание зрителя.

Джорджо де Кирико
Джорджо де Кирико
Карло Карра
Карло Карра

Изначально де Кирико собирался стать инженером. До двадцати трех лет он жил в Афинах, Флоренции, Мюнхене и везде изучал искусство. В Мюнхене он познакомился с произведениями философов Фридриха Ницше, Артура Шопенгауэра (1788-1860) и Отто Вейнингера (1880— 1903), а также с работами художников-символистов Арнольда Беклина (1827—1901) и Макса Клингера (1857—1920). Под влиянием этих работ и итальянской архитектуры в 1910 году во Флоренции он написал серию полотен под названием «Метафизические городские площади». С этого момента он начинает создавать свои причудливые таинственные потусторонние пейзажи.

 Артур Шопенгауэр
Артур Шопенгауэр
Отто Вейнингер
Отто Вейнингер
Арнольд Беклин
Арнольд Беклин

Жуткое и ирреальное

Несколько лет, с 1911 по 1915 год, де Кирико провел в Париже. Он остался равнодушен к авангардным поискам кубизма и фовизма, но восторгался художниками, не до конца отказавшимися от реалистических элементов. Уже в самом начале карьеры картины де Кирико метафоричны; он выставлял их на «Осеннем салоне» и «Салоне Независимых». Не все отнеслись к его творчеству одобрительно, но Пикассо, Аполлинер и галерист Поль Гийом (1891-1934) высказывались с большим воодушевлением.

В мае 1915 года де Кирико вернулся в Италию и, признанный негодным к военной службе, остаток Первой мировой войны провел в Ферраре, занимаясь живописью. По окончании войны, в 1918 году, он переехал в Рим. Его живопись, при всей иррациональности, кажется удивительно достоверной и потому еще более таинственной и пугающей.

Жесткая перспектива, резкие тени, загадочные фигуры, непривычный свет — эти странные городские пейзажи выглядят застывшими во времени. В зловещей тишине пустынных площадей на фоне псевдоклассической архитектуры возникают неуместные, нелепо здесь выглядящие предметы — что приводит зрителя еще в большее замешательство.

Художественные иллюзии

Навязчиво повторяя в своих картинах тревожные образы, художники-метафизики полагали, что раскрывают иное измерение реальности, прорываются сквозь видимый поверхностный слой бытия. Они стремились заставить зрителя увидеть загадки и тайны, прячущиеся за внешним обликом объекта. На большинстве полотен — пустые городские площади или гнетущее замкнутое пространство.

Здания и статуи отбрасывают неестественно длинные тени; вдалеке виден проходящий поезд, часы продолжают показывать время вымершему городу. Ни единого намека на реальное место и время, но зрителя все равно охватывают мрачные предчувствия и чувство необъяснимой тревоги. В своих метафизических картинах художники видели инструмент для привлечения внимания к мистической стороне мира. Карра говорил, что осознание повседневности указывает на «высший, скрытый смысл бытия»; при этом они с де Кирико были убеждены, что следуют прославленным традициям раннего итальянского искусства, являясь продолжателями Джотто и Уччелло.

«В тени, которую отбрасывает человек, прогуливающийся солнечным днем, заключено гораздо больше тайны, чем во всех религиях мира» Джорджо де Кирико

Scuola Metafisica

Термин «метафизическая живопись» впервые употребил Аполлинер в 1913 году, описывая стиль де Кирико. Тем временем в Италии Карра разочаровался в футуризме, а в 1917-м познакомился с де Кирико, с которым они вместе лежали в госпитале в Ферраре. Позже к двум художникам, проповедовавшим новый стиль, присоединились младший брат де Кирико, писатель и композитор Альберто Савинио (1891-1952), художник Джорджо Моранди (1890-1964) и Филиппо де Пизис (1896-1956), поэт и живописец. Вместе они образовали Scuola Metafisica (метафизическую школу).

Друзья обсуждали и изучали немецкую философию, которой де Кирико увлекся еще в Мюнхене: теорию Шопенгауэра об интуитивном знании, концепцию «энигмы»уНицше, геометрическую метафизику Вейнингера. Предметом их интересов были и работы символистов, и орфизм, с которым Аполлинер познакомил де Кирико в Париже. Все вместе сыграло немалую роль в становлении их идей. В отличие от футуристов, художники-метафизики не изобретали новых методов и приемов, они просто изображали в классической манере свое необычное видение мира.

«Для того чтобы произведение искусства стало бессмертным, необходимо, чтобы оно вышло за пределы человеческого, туда, где нет здравого смысла и логики» Джорджо де Кирико

Сюрреализм

Осенью 1919 года в журнале «Valori Plastici» де Кирико опубликовал статью под названием «Возвращение ремесла», где советовал вернуться к традиционной манере живописи. В течение всего следующего года они горячо спорили с Карра, что привело к расколу в группе, но все же в 1921 году Карра, де Кирико и Моранди вместе участвовали в выставке «Молодая Италия». Несмотря на непродолжительное существование этого объединения, идеи метафизиков имели огромное значение — в Италии начинает возрождаться классическое искусство, в Германии многие художники ведут творческий поиск в том же направлении. Но самое значительное влияние метафизическая живопись оказала на искусство Франции, ибо на ее основе здесь зародился сюрреализм.

Две формы бытия

Метафизическая философия де Кирико основывалась на его убеждении (заимствованном у Ницше), что все в мире существует в двух типах реальности: обыденность, воспринимаемая всеми, и иная форма бытия, которую он описывал как «призрачное или метафизическое проявление... видимое лишь отдельным редким личностям в моменты просветления».

В своей живописи он стремился вырваться из первой формы существования, чтобы достичь второй, а заодно помочь другим людям пережить опыт восприятия эфемерной ускользающей реальности. В 1918 году он опубликовал манифест «Мы — метафизики», разъясняющий его цели.

Valori Plastici

Журнал «Valori Plastici» («Пластические ценности») выходил в Риме с 1918 по 1921 год. Издателем был художник и критик Марио Брольо (1891-1948). В первых номерах опубликованы статьи де Кирико, Карры и Савинио, излагавших принципы метафизической живописи. Хотя журнал и публиковал материалы об авангардном искусстве — кубизме и неопластицизме, — современные тенденции скорее осуждались, и всячески пропагандировалась идея возвращения к классическим итальянским традициям живописи, предполагавшим отточенную технику и реалистичность изображения.




Поделиться ссылкой