Натюрморт — от фр. nature morte — «мертвая природа», «неживая натура». В англ. натюрморт — still life, в нем. — stilleben — «тихая жизнь». С натюрмортных постановок начинающие художники учатся законам композиции, рисунка и живописи.
Зародился натюрморт в глубокой древности. В настенных росписях Древнего мира (в Египте или, например, в Помпеях) встречаются изображения цветов и фруктов, включённые в сюжетные композиции. Есть легенда об искусном древнегреческом художнике Апеллесе, нарисовавшем виноград так точно, с такой достоверностью, что птицы, увидевшие изображение, стали его клевать.
Выделение натюрморта в самостоятельный жанр произошло в Голландии в начале XVII в. Наиболее распространёнными стали «завтраки», цветы, помещённые в изящные вазы, и сложные «философские» натюрморты. Их называли «vanitas vanitatum», что в переводе с латинского означает «суета сует». Художники изображали, казалось бы, несоединимые предметы. Вещи изысканные соседствовали с оружием, книгами или черепом. Такие произведения содержали скрытый призыв задуматься о кратковременности человеческой жизни, намекали, что земные радости мимолётны и надо думать не о богатстве и благополучии, а о вечных ценностях. Поэтому череп и часы были едва ли не обязательными элементами в таких полотнах, как, например, в знаменитой картине Яна Паувеля Гиллеманса Старшего «Суета сует». Голландские натюрморты обычно небольшого размера, строго выстроены и выписаны очень подробно. Их предназначение — заставить зрителя внимательно рассматривать картину, постепенно вникая в неё.
Произведения мастеров фламандской школы, в отличие от голландской, напротив, яркие, красочные, часто большего формата. Любимым сюжетом фламандцев были «лавки». Такие картины представляли собой изображения прилавков или столов, заваленных разнообразными товарами: рыбой, дичью, фруктами, овощами. Подобные натюрморты в полный голос прославляли богатство, щедрость и неистощимые силы природы. Часто в композицию включались изображения людей (торговцев или покупателей), а также птиц или животных.
Давным-давно в Голландии появились «обманки» — картины, где предметы воспроизводились настолько точно, что казались настоящими. В первой половине XVI11 в. они стали очень популярны и в России. Их задачей было ввести человека в заблуждение, заставить принять написанные вещи за настоящие. Так, в натюрморте художника Г. Н. Теплова изображён деревянный щит с полочкой, на ней — книжки и мелкие вещицы. Другие предметы как бы заткнуты за прибитую к щиту тесемку или висят на крючках. Всё необычайно реально. Если смотреть издали, то кажется, что вещи существуют в действительности, и только с близкого расстояния понятно: они нарисованы!