Немецкий импрессионизм: Сумрачный германский гений

В Германии импрессионизму пришлось столкнуться с господством академической живописи и консервативными вкусами публики. Немецкая традиция склонна к пластической живописи, к сюжетной литературной основе, колористические и прочие формальные поиски были на периферии художественного процесса в Германии. Поэтому развитие новых тенденций и выход художников на пленэр происходили небыстро и с опозданием в полтора-два десятилетия после французов. В 1898 г. в Берлине немецкие импрессионисты смогли создать свой союз — Сецессион, его лидером был Макс Либерман.

М. Либерман. Автопортрет. 1911
М. Либерман. Автопортрет. 1911. Либерман стал художником вопреки желанию родителей и прошел трудный путь подобно французским коллегам
М. Слефогт. Автопортрет. 1903
М. Слефогт. Автопортрет. 1903. Слефогт смелее Либермана — он использует чистые яркие цвета и резкие композиционные приемы
М. Слефогт. Анна Павлова. 1909
М. Слефогт. Анна Павлова. 1909. Знаменитую русскую балерину Анну Павлову он написал в образе восточной танцовщицы, стараясь передать характерные особенности пластики танца
М. Либерман. Игра в теннис у моря. 1901
М. Либерман. Игра в теннис у моря. 1901. В середине 1890-х гг. Либерман впервые обратился к портретной живописи и изображению движущихся фигур на открытом воздухе. В эти годы палитра Либермана становится светлой и радостной, он пишет солнечные летние дни, морское побережье, спортивные игры
М. Слефогт. Скачки. 1907; М. Либерман. Скачки. 1909
М. Слефогт. Скачки. 1907; М. Либерман. Скачки. 1909. Наиболее ярко различия между художниками видны в сценах с изображением скачек, насколько более стремительной будет живопись Слефогта. В центре его внимания пейзажи, динамичные сцены скачек, парусных регат, прогулок в парке, экзотических танцев

В поисках своего пути Макс уезжает в Париж и открывает студию на Монмартре, лето проводит в Барбизоне возле леса Фонтенбло, увлекается импрессионистами, потом едет в Нидерланды и в Венецию, изучает старых мастеров, начинает использовать эффект света уже в импрессионистической манере. Летом 1880 г. Либерман отправился в Бельгию в село Донген, где пишет серию пейзажей в импрессионистическом духе, с рассеянным светом и раздельными цветами. Через два года несколько его картин были выставлены в парижском салоне, и французская пресса приветствовала появление нового художника-импрессиониста. Наряду с Либерманом основателем немецкого импрессионизма можно считать Макса Слефогта, который обучался в Париже в Академии Жюлиана. Живопись Слефогта отличается большей экспрессией, она эмоциональна и темпераментна. Немецкий художник плодотворно работал в театре, был автором эскизов декораций оперных спектаклей, а также портретировал артистов.

«Для немецких импрессионистов неизменно важную роль играет композиция картины, живопись решает формальные задачи, она по сравнению с французской оказывается более индивидуалистичной, плоской и куда более темной». Ютта Хюльзевиг-Йонен

Немецкий импрессионизм — явление в европейской живописи весьма яркое, но скоротечное, поскольку уже в начале XX века он отходит на второй план, уступая место очень мощному направлению — экспрессионизму, который в большей степени выражал тревогу и взволнованность, витающих в атмосфере немецкой культурной жизни.

М. Либерман. Ресторан«Старый зяблик». 1905
М. Либерман. Ресторан«Старый зяблик». 1905. Особое внимание Либерман уделяет световым рефлексам, в которых разнообразно взаимодействовали свет и цвет, этот эффект позже назовут «пятнами Либермана»
М. Либерман. Мужчина с попугаями. 1900
М. Либерман. Мужчина с попугаями. 1900. Известный немецкий художник Адольф Менцель считал Либермана единственным, кто «рисует людей, а не моделей»
М. Слефогт. Певец Франсиско д'Андраде читает газету. 1903
М. Слефогт. Певец Франсиско д'Андраде читает газету. 1903. При написании портрета оперного певца Франсиско д'Андраде Слефогт выступает мастером портретного жанра, его острый взгляд способен очень лаконичным языком дать тачную характеристику модели



Поделиться ссылкой