Искусство живописи – одно из самых древнейших на нашей планете. Уже в первобытные времена люди наносили на стены пещер рисунки, передающие нам сквозь тысячелетия их представления о мире.
Пещерная живопись, зародившаяся в эпоху палеолита, имела довольно широкое распространение и встречается практически на всех континентах нашей планеты, но основными центрами ее сосредоточения считаются Испания, Франция и юг Италии (пещеры Ласко, Альтамира, Пеш-Мерль).
Открыв для себя возможности создания изображений, человек «остановил мгновение» и приобрел власть над временем. Но что же натолкнуло древнего человека на мысль о создании изображения? Возможно, это были примитивные нательные росписи или татуировки, а может быть, бесцельно водя пальцем по песку или сырой глине, он вдруг увидел какие-то только ему понятные формы и контуры? Не исключено, что основой силуэтного живописного изображения могла послужить и обычная тень. Но все же определенно и однозначно ответить на вопрос о возникновении живописи пока, по-видимому, нельзя.
Нанесение таких изображений могло быть связано с ритуалами, проводившимися перед началом охоты или по случаю «инициации» подростков. Как правило, для этого использовались самые простые средства – мел, уголь, камень, охра. А рисовали тогда с помощью палочек, перьев, мха или руками.
Мастерство исполнения пещерных росписей порой настолько высоко, что не соответствует нашим представлениям о человеке каменного века. Неудивительно, что, когда первые из таких «картин» были открыты в 1879 г. в пещере Альтамира, их объявили современной подделкой.
Интересно отметить, что живописные образы, создаваемые первобытными людьми, оставались практически неизменными с 3 по 9 тыс. до н. э. Чаще всего они представляют собой изображения животных и сцен охоты, имевших, по мысли наших предков, магическую силу.