«Поцелуй Иуды» Джотто ди Бондоне (ок. 1305 г.)

«Поцелуй Иуды». Джотто ди Бондоне. Ок. 1305

В одной из наиболее выразительных фресок этого цикла «Поцелуй Иуды» мастер помещает в центре композиции на фоне вздымающихся вверх копий и вскинутых рук фигуры Христа и Иуды, противопоставляя друг другу двух этих героев. Драматической насыщенности, психологической, эмоциональной выразительности будет учиться у Джотто ни одно поколение художников.

Образы Джотто величавы и монументальны, его язык суров и лаконичен, но понятен каждому, входившему в капеллу. Недаром росписи капеллы стали позже называть «евангелием» Джотто, «Евангелием для неграмотных». Поиски Джотто в передаче пространства, пластики фигур, выразительности движения сделали его искусство целым этапом в эпохе раннего Возрождения.

Деталь 1

Святой Петр в ярости бросается на пришедших и отсекает мечом ухо одному из них

Святой Петр в ярости бросается на пришедших и отсекает мечом ухо одному из них. Эта деталь упоминается во всех 4 евангелиях.

Деталь 2

Поцелуй Иуды

Джотто достигает драматического эффекта, близко сводя лица двух персонажей. В данном случае этот прием позволяет ему добиться потрясающего художественного эффекта. Иуда, целуя Христа, предает его, но лицо Иисуса остается при этом удивительно спокойным. Это единственная область покоя в самом центре эмоциональной бури. Лицо Иуды выглядит демоническим, что напоминает слова Евангелия о том, что предать Христа его побудил вселившийся в него дьявол. Между головами Иисуса и Иуды можно увидеть лица двух воинов.

Деталь 3

Верхняя часть фрески Поцелуй Иуды

Верхняя часть фрески плохо сохранилась и многие детали вооружения стражников рассмотреть уже невозможно. Причина заключается в том, что художник писал оружие стражников в технике сухой фрески, не отличающейся прочностью.




Поделиться ссылкой