Поль Гоген (1848-1903)

«От эскиза до осуществления мечты очень далеко, но что из того, разве предвидение счастья не есть предвкушение нирваны?»
Поль Гоген

Доступно ли европейцу понимание истинной сущности туземных народов — островитян? Большинство твердо ответят «нет»: попытаться понять — можно, но постичь — нельзя. Однако Поль Гоген своим творчеством успешно опроверг это отрицание.

Метис-самоучка

Поль Гоген родился полукровкой: его отец был французом, а мать — перуанкой. Наверное, эти две половины каким-то таинственным образом и определили его художественную стезю.

Родившись во Франции, детство Поль провел в Перу у родственников матери. Отец его умер, когда мальчику исполнился всего год. Воспоминания детства обычно самые крепкие, и Поля всю жизнь волновало море и тянуло в страны, похожие на ту, где он вырос. Когда Гогену было семь лет, мать вернулась с ним во Францию. Мальчик быстро осваивал французский язык, успешно учился, затем поступил на службу во флот. Оставив флот, в двадцать три года он стал биржевым маклером и весьма преуспевал на этом поприще.

Кажется, здесь просто неоткуда было взяться Гогену-художнику. Да, он увлекался живописью и рисованием, но делал это для собственного удовольствия, а материальное положение позволяло ему тогда не только содержать жену и детей, но и тратить ощутимые средства на составление неплохой коллекции картин.

К 1876 году у него уже был один Мане, несколько Ренуаров, полотна Сезанна, Писсарро и Моне. А год спустя Гоген лично встретился с Камилем Писсарро, который пригласил его в Понтуаз и давал уроки на пленэре. Единственный учитель Поля Гогена, папаша Писсарро не только учил его секретам художественного ремесла, но и помог участвовать в выставках импрессионистов в 1879, 1881, 1882 и 1886 годах.

Поль Гоген «Шьющая женщина»
Поль Гоген «Шьющая женщина» (1880)
Поль Гоген «Кафе в Арле»
Поль Гоген «Кафе в Арле» (1888)

Быть может, Поль Гоген и дальше продолжал бы заниматься живописью любительски, но в 1882 году произошел крах биржи. Сотни маклеров, в том числе и Гоген, потеряли работу. И Поль решил попытаться зарабатывать на картинах. Но его полотна не продавались — темноватые, не особенно оригинальные пейзажи, все еще несущие следы ученичества: «Пещера в скале» (1882), «Дети на пастбище» (1884). Решив добиваться признания в среде художников, не способный на компромиссы Гоген, в конце концов, ушел из семьи, чтобы не оставлять живопись. Он жил в нужде, почти нищенствовал и был вынужден для заработка расклеивать афиши.

Но Поль не оставлял попыток подняться. Позже его ждало путешествие в Панаму, из которого он привез ставшую гораздо более светлой и яркой палитру, сделав первый шаг к своей знаменитой «мастерской тропиков». Будет и плодотворное время, проведенное в Понт-Авене, где Поль станет легендой для молодых художников, живших там, в пансионате, и очень продвинется в освоении манеры письма, называемой синтетизмом. Здесь будут написаны его шедевры «Желтый Христос» (1889) и «Прекрасная Анжела» (1889). Но настоящий взлет был еще впереди.

«Возвышенность замысла показывает нам душу художника» (П. Гоген)

Воспевший Полинезию

Постепенно Гоген стал укрепляться в мысли, что цивилизация — это зло. Выросший на экзотической родине матери, в Перу, он всегда тянулся к жаркому климату, ярким краскам и экзотике. В 1891 году он уехал на Таити. Новый мир захватил его целиком. Сумасшедшая яркость палитры, намеренное отсутствие гармонии в цветах, глубины и перспективы — Гоген нарушал все правила европейской живописи, искал новые выразительные средства, чтобы отобразить совершенно новое и ранее неизведанное — первобытную, нетронутую цивилизацией культуру, которой он восхищался. Он полностью погрузился в работу и писал с необычайной легкостью. За два года Гоген создал около 80 полотен.

«Для меня великий художник обязательно являет собой великий ум» (П. Гоген)

Он приехал во Францию, но совсем ненадолго. Гоген привез в Европу свои новые картины, рассчитывая на удивление и признание, а значит, и на успех.

Поль Гоген «А, ты ревнуешь?» (1892)
Поль Гоген «А, ты ревнуешь?» (1892)
Поль Гоген «Дух мёртвых не дремлет»
Поль Гоген «Дух мёртвых не дремлет» (1892)

Но в Париже его не ждали, не поняли и не приняли. Выставка, где он представил публике 10 своих новых работ, не вызвала ничего кроме осмеяния. Моделей-таитянок парижское общество называло «четверорукими самками».

Но если бы только общество... Гогена не понимали и его бывшие товарищи. Только Дега, восхитившись новой манерой Гогена, поддержал его и купил несколько полотен. Писсарро, Ренуар и Моне назвали его полинезийскую живопись «скверной».

В 1895 году Поль Гоген окончательно вернулся в Полинезию. Отныне его жизнь была здесь. Он женился на молодой таитянке, писал пейзажи, работал журналистом, сочинял рассказы. Именно тут из-под его кисти вышли лучшие полотна, где отголоски европейской культуры перекрыл мощный чистый голос местных мифов и колорита: «Автопортрет с желтым Христом» (1890), «Королева, жена короля» (1896), «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» (1897). Его последним пристанищем стал остров Хива-Оа, где Поль Гоген скончался в возрасте пятидесяти пяти лет. Славу и признание он получил только после смерти, но влияние его творчества на дальнейшее развитие европейского искусства бесспорно.

Картина Поля Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»
Картина Поля Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» (1898) хранится в бостонском Музее изящных искусств (США). Сам художник указывал, что «читать» полотно надо справа налево: три группы фигур будут иллюстрациями к поставленным вопросам
«Я закрываю глаза для того, чтобы видеть» (П. Гоген)



Поделиться ссылкой