«От эскиза до осуществления мечты очень далеко, но что из того, разве предвидение счастья не есть предвкушение нирваны?»
Поль Гоген
Доступно ли европейцу понимание истинной сущности туземных народов — островитян? Большинство твердо ответят «нет»: попытаться понять — можно, но постичь — нельзя. Однако Поль Гоген своим творчеством успешно опроверг это отрицание.
Поль Гоген родился полукровкой: его отец был французом, а мать — перуанкой. Наверное, эти две половины каким-то таинственным образом и определили его художественную стезю.
Родившись во Франции, детство Поль провел в Перу у родственников матери. Отец его умер, когда мальчику исполнился всего год. Воспоминания детства обычно самые крепкие, и Поля всю жизнь волновало море и тянуло в страны, похожие на ту, где он вырос. Когда Гогену было семь лет, мать вернулась с ним во Францию. Мальчик быстро осваивал французский язык, успешно учился, затем поступил на службу во флот. Оставив флот, в двадцать три года он стал биржевым маклером и весьма преуспевал на этом поприще.
Кажется, здесь просто неоткуда было взяться Гогену-художнику. Да, он увлекался живописью и рисованием, но делал это для собственного удовольствия, а материальное положение позволяло ему тогда не только содержать жену и детей, но и тратить ощутимые средства на составление неплохой коллекции картин.
К 1876 году у него уже был один Мане, несколько Ренуаров, полотна Сезанна, Писсарро и Моне. А год спустя Гоген лично встретился с Камилем Писсарро, который пригласил его в Понтуаз и давал уроки на пленэре. Единственный учитель Поля Гогена, папаша Писсарро не только учил его секретам художественного ремесла, но и помог участвовать в выставках импрессионистов в 1879, 1881, 1882 и 1886 годах.
Быть может, Поль Гоген и дальше продолжал бы заниматься живописью любительски, но в 1882 году произошел крах биржи. Сотни маклеров, в том числе и Гоген, потеряли работу. И Поль решил попытаться зарабатывать на картинах. Но его полотна не продавались — темноватые, не особенно оригинальные пейзажи, все еще несущие следы ученичества: «Пещера в скале» (1882), «Дети на пастбище» (1884). Решив добиваться признания в среде художников, не способный на компромиссы Гоген, в конце концов, ушел из семьи, чтобы не оставлять живопись. Он жил в нужде, почти нищенствовал и был вынужден для заработка расклеивать афиши.
Но Поль не оставлял попыток подняться. Позже его ждало путешествие в Панаму, из которого он привез ставшую гораздо более светлой и яркой палитру, сделав первый шаг к своей знаменитой «мастерской тропиков». Будет и плодотворное время, проведенное в Понт-Авене, где Поль станет легендой для молодых художников, живших там, в пансионате, и очень продвинется в освоении манеры письма, называемой синтетизмом. Здесь будут написаны его шедевры «Желтый Христос» (1889) и «Прекрасная Анжела» (1889). Но настоящий взлет был еще впереди.
«Возвышенность замысла показывает нам душу художника» (П. Гоген)
Постепенно Гоген стал укрепляться в мысли, что цивилизация — это зло. Выросший на экзотической родине матери, в Перу, он всегда тянулся к жаркому климату, ярким краскам и экзотике. В 1891 году он уехал на Таити. Новый мир захватил его целиком. Сумасшедшая яркость палитры, намеренное отсутствие гармонии в цветах, глубины и перспективы — Гоген нарушал все правила европейской живописи, искал новые выразительные средства, чтобы отобразить совершенно новое и ранее неизведанное — первобытную, нетронутую цивилизацией культуру, которой он восхищался. Он полностью погрузился в работу и писал с необычайной легкостью. За два года Гоген создал около 80 полотен.
«Для меня великий художник обязательно являет собой великий ум» (П. Гоген)
Он приехал во Францию, но совсем ненадолго. Гоген привез в Европу свои новые картины, рассчитывая на удивление и признание, а значит, и на успех.
Но в Париже его не ждали, не поняли и не приняли. Выставка, где он представил публике 10 своих новых работ, не вызвала ничего кроме осмеяния. Моделей-таитянок парижское общество называло «четверорукими самками».
Но если бы только общество... Гогена не понимали и его бывшие товарищи. Только Дега, восхитившись новой манерой Гогена, поддержал его и купил несколько полотен. Писсарро, Ренуар и Моне назвали его полинезийскую живопись «скверной».
В 1895 году Поль Гоген окончательно вернулся в Полинезию. Отныне его жизнь была здесь. Он женился на молодой таитянке, писал пейзажи, работал журналистом, сочинял рассказы. Именно тут из-под его кисти вышли лучшие полотна, где отголоски европейской культуры перекрыл мощный чистый голос местных мифов и колорита: «Автопортрет с желтым Христом» (1890), «Королева, жена короля» (1896), «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» (1897). Его последним пристанищем стал остров Хива-Оа, где Поль Гоген скончался в возрасте пятидесяти пяти лет. Славу и признание он получил только после смерти, но влияние его творчества на дальнейшее развитие европейского искусства бесспорно.
«Я закрываю глаза для того, чтобы видеть» (П. Гоген)