«Жалок тот мастер, произведение которого опережает его суждение; тот мастер продвигается к совершенству искусства, произведения которого превзойдены суждением.»
Леонардо да Винчи
Талантливый человек талантлив во всем, гласит известная поговорка. Может быть, многим одаренным людям просто не хватает времени и упорства, чтобы раскрыться в полную силу? Полю Синьяку повезло, он не жалел трудов и оставил след в самых разных сферах искусства.
Поль Синьяк, как и Жорж Сёра, происходил из состоятельной семьи — его отец был владельцем магазина. Обладающий несомненным дарованием, Поль не получил академического художественного образования. Поначалу Синьяк планировал для себя карьеру архитектора, но в девятнадцать лет решил заниматься живописью и очень недолгое время брал уроки в свободной мастерской Бинга. Хотя, по большому счету, учился всему самостоятельно, копируя рисунки и картины других мастеров, титанов прошлого и своих современников. На развитие творческого метода Синьяка сильно повлияли работы импрессионистов, особенно Клода Моне.
Впервые Поль Синьяк продемонстрировал публике свои работы в 1884 году, на первой выставке Общества Независимых художников, к созданию которого он и сам приложил немало усилий. Там Поль и познакомился с Жоржем Сёра, который стал ему другом и наставником. Сёра, бывший всего лишь несколькими годами старше, к этому времени уже вполне сформировался как художник, много работал над техникой рисунка, посещал лекции в Школе изящных искусств, читал все выходящие научные труды.
Синьяк, заразившись энтузиазмом старшего товарища, с удовольствием погрузился в изучение трудов Шеврёля и Гельмгольца, посвященных оптическим закономерностям взаимодействия света и цвета. Как и у Сёра, его штудии не остались теоретическими, Поль все проверял на практике и вскоре убедился, что краски, не смешанные на палитре, а положенные отдельными мазками рядом, звучат сильнее и ярче, — отныне его живописная манера была определена. Синьяк стал убежденным пуантилистом, теоретиком и пропагандистом нового художественного метода, сочетавшего в себе открытия импрессионистов в цвете и научные исследования в области оптики.
Первые работы в новом стиле Поль представил на Восьмой выставке импрессионистов — только благодаря ходатайству Камиля Писсарро. Однако особого внимания они не привлекли. Основной скандал разыгрался вокруг «Воскресного дня» Сёра. Однако в Нью-Йорке, куда полотна пуантилистов привез коллекционер Поль Дюран-Рюэль, они имели успех.
Конец 1880-х годов стал для Поля Синьяка периодом творческого расцвета. Вместе с Сёра он посетил Брюссель, годом позже обоих художников пригласили на выставку брюссельской «Группы двадцати». В Бельгии достижения пуантилистов оценили очень высоко, и в 1890 году Синьяк, первый из иностранных художников, получил членство в «Группе».
Синьяк, более эмоциональный и темпераментный, чем рассудительный и замкнутый Сёра, не обладал его обширными знаниями. Его рисунки лишены рафинированности, а продуманные жанровые сценки выглядят схематично. Гораздо большего успеха Синьяк добился в пейзаже.
С самого начала Поль Синьяк работал в манере, склонной к декоративности. Его оружие — цветовое пятно и контур. И в полной мере раскрыть свой талант он сумел на побережье Франции, работая над видами средиземноморской Ривьеры. Такие картины, как «Вид Коллиура» (1887), «Лодки на солнце» (1891), «Красный буй» (1895) — прихотливая мозаика мелких мазков желтого, красного, синего, фиолетового и зеленого цветов, но одновременно и удивительно точное отображение солнца и воздуха Средиземноморья.
Не столь выверенные, более обыденные полотна Синьяка были понятнее и ближе зрителю, чем идеально просчитанные картины Сёра. Поль много путешествовал. Будучи заядлым моряком, постоянно ходил на яхте, останавливаясь в различных портах, где писал с натуры.
В отличие от большинства неоимпрессионистов он работал не только с масляными красками, но и прекрасно освоил акварель, особенно охотно применяя ее для раскраски своих, же перьевых рисунков.
Портреты не были призванием Синьяка, а вот в пейзаже он был по-настоящему силен. Порты Франции, Венеция, Константинополь, Париж, Ла-Рошель, Авиньон, Сен-Тропе — созданные им виды этих городов поистине являют собой шедевры неоимпрессионизма: «Тартаны, разукрашенные флагами» (1893), «Папский дворец в Авиньоне» (1900), «Константинополь. Ени-Джани» (1909), «Предместье Парижа» (1883) и другие.
Среди работ мастера особняком стоит «Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне, ритмизированном размерами и углами, тонами и красками» (1890), свидетельствующий о живом интересе живописца к проблемам прикладного искусства. Кроме того, Синьяк писал книги, посвященные теории искусства, в частности очень известны его труд «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму», посвященный Сёра, и монография о нидерландском пейзажисте Яне Йонкгинде.
Поль Синьяк, наделенный множеством талантов, все свои силы отдал искусству и стал признанным классиком еще при жизни.
«Неоимпрессионист, следуя советам Делакруа, не начнет холст, не решив заранее, как и что на нем разместить… Доминирующая линия будет горизонтальной для выражения спокойствия, восходящей — для выражения радости и нисходящей — для выражения печали» (П. Синьяк)