«Искусство есть посредник того, что нельзя высказать.»
Иоганн Гете
Никакое явление в мире, к какой бы сфере оно ни относилось, не возникает в безвоздушном пространстве. Очень во многом «революция» импрессионизма обязана своим непосредственным предшественникам-пейзажистам, работавшим в 1820-1860 годах во Франции. Но почти все импрессионисты говорили и о влиянии на их творчество более старых мастеров.
Яркие краски и промежуточные тона начали использовать еще художники венецианской школы эпохи Ренессанса. Те же приемы прослеживаются и у испанских живописцев: Эль Греко, Сурбарана, Веласкеса и, конечно же, Гойи. Они не интересовались пленэром и оттенками цвета, но вели глубокие изыскания в передаче света, одного из главных компонентов в импрессионизме.
Примерно в одно время с Веласкесом в Нидерландах творил другой великий художник — Рубенс, фанатично работавший с цветовой палитрой. Он первый сделал тени цветными, противопоставив их более холодному основному свету, и постепенно отказался от черного цвета, которого не будет и в палитре импрессионистов.
И, конечно, нельзя не упомянуть английских пейзажистов: Констебла, Тёрнера и других, которые подсказали импрессионистам направление в поисках градаций одного и того же цвета.