Русский авангард: опережая эпоху

«Искусство в сущности своей беспредметно, абстрактно».»
Казимир Малевич

У нас с вами уже был разговор о том, что такое авангард, — но в России и в Советском Союзе он приобрел свои особенности и характерные черты. Многие считают, что русский авангард начал развиваться только после революции 1917 года — уж очень созвучны были лозунги новаторов-художников и политиков, желавших построить новый мир. На самом деле первые произведения искусства, которые мы можем уверенно отнести к русскому авангарду, появлялись еще в 1909-1910 годах!

Любовь Попова. Натюрморт с гитарой (ок. 1915)
Любовь Попова. Натюрморт с гитарой (ок. 1915)

Абстракционизм: понимай как хочешь

Известнейшим направлением русского авангарда стал абстракционизм (от лат. abstractio — отвлечение, удаление), основоположником которого считают русского художника Василия Кандинского (1866-1944). Несколько лет Василий Васильевич работал в разных стилях — его интересовали экспрессионизм с его эмоциональностью, фовизм с его яркими красками... Но в процессе творчества Кандинский пришел к выводу: искусство не должно давать зрителю готовых рецептов и ответов. Тем более что мы все по-разному воспринимаем информацию, по-разному видим, по-разному слышим. Таким образом, форма не имеет практически никакого значения. Самое главное — содержание.

«Что же тут нового? — спросите вы. — Примерно то же самое говорили и символисты, и фовисты, и сюрреалисты, и многие другие!» Совершенно верно. Но абстракционисты во главе с Кандинским пошли еще дальше. Они полностью отказались от сколько-нибудь реалистического изображения—а ведь даже сюрреалисты зачастую не гнушались представить на своих полотнах, например, человеческие фигуры или элементы пейзажа! У абстракционистов все то, что хотел сказать художник, выражалось через сочетания геометрических фигур, хаотичных пятен, разнообразных точек и линий. Их полотна оторваны от реальности полностью — а значит, зрителю предоставлена полная свобода ассоциаций!

Кандинский работал не только в России — рождение абстракционизма, к которому он имел непосредственное отношение, состоялось в Германии, где Василий Васильевич тогда работал и преподавал. Но в годы Первой мировой войны он вернулся в Россию, занимался охраной памятников, работал во ВХУТЕМАСе — Высших художественно-технических мастерских в Москве. В 1921 году он отправился в Германию и остался там на много лет—о его участии в работе Баухауса мы с вами уже беседовали.

Пит Мондриан. Композиция с красным,синим и желтым (1930)
Пит Мондриан. Композиция с красным,синим и желтым (1930)

Лучистое искусство

Братом-близнецом (а по мнению некоторых, отцом) абстракционизма стал так называемый «лучизм». Его теоретики — М. Ф. Ларионов (1881-1964), Н. С. Гончарова (1881-1962) — поставили на первое место в живописи не цвет, а свет. Согласно их рассуждениям, человеческий глаз воспринимает в первую очередь не сам предмет, его форму или окраску, а некие «лучи», отраженные от предмета и попавшие в поле нашего зрения. То есть все окружающие нас предметы и люди — это только основа для возникновения лучей, которые и должны быть изображены художником! На полотнах лучистов цветные линии, напоминающие одновременно и лучи солнца, и грани неких волшебных кристаллов, и летящие в пространстве стрелы, пересекаются, проникают друг в друга, создавая волшебное, многомерное пространство. Михаил Ларионов писал: «Это почти то же самое, что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни, рисующий в небе отдаленные города, озера, оазисы,— лучизм стирает те границы, которые существуют между картиной, плоскостью и натурой...»

Квадрат как основа

Особая система абстрактной живописи возникла благодаря К. С. Малевичу (1878-1935). Она получила название супрематизма (от фр. supreme — высший). Казимир Северинович задался целью разложить живописную систему (да и всю систему мироздания, если хотите) на некие универсальные базовые формы: прямые линии, квадраты, прямоугольники, окружности. На некоторых супрематических полотнах мы все же можем рассмотреть человеческие фигуры или предметы интерьера (правда, они зачастую напоминают неискушенному зрителю детские пирамидки, сложенные из разноцветных геометрических фигур), большинство же супрематических картин совершенно абстрактны.

Казимир Малевич. Женщина с ведрами (1913)
Казимир Малевич. Женщина с ведрами (1913)

Символом супрематизма стал знаменитый «Черный квадрат» Малевича, который сам автор именовал «супрематической клеткой», базой для любого последующего творчества... Может быть, это была просто шутка? Но если и так, то весьма удачная. О «Черном квадрате» слышали, без преувеличения, все!

Строительство и идеология

В архитектуре же русский авангард был представлен в первую очередь конструктивизмом. Термин появился благодаря художнику, скульптору и фотографу А. М. Родченко (1891-1956) и живописцу и графику Владимиру Татлину (1885-1953).

Архитекторы-конструктивисты на первое место ставили функциональность здания, свободу планирования, использование элементов конструкции в качестве строгого декора. Для архитектуры того периода характерна строгая геометричность форм. Советский художник и искусствовед А. М. Ган писал, что конструктивисты видят своей задачей «коммунистическое выражение материальных ценностей. Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры».




Поделиться ссылкой