Зачем появился импрессионизм?

Допустим, что в чьи-то одаренные и мятежные головы пришла как озарение мысль о создании новой живописи, и эта небольшая альтернативная группа стала работать по-другому. Тогда все окружающие просто от души посмеялись бы над первыми их опусами, и забыли бы об этом. Мало ли экспериментаторов возникает вокруг? Но с импрессионистами все сложилось иначе, хотя действительно поначалу они вызывали только насмешки и полное непонимание, как обычных зрителей, так и у своих коллег профессионалов, но вскоре их смелое начинание подхватили десятки авторов, в разных странах Европы, России, Америки. Более того, импрессионистическая манера существует до сих пор, многие художники пишут в таком стиле и сейчас, находя все новые темы и образы. Следовательно, появление импрессионистов было неосознанно ожидаемым явлением, оно было востребовано обществом, только не сразу, а немного погодя. Но это естественный процесс, художники, как, впрочем, и представители других видов искусства призваны реагировать на все новое раньше других. Тогда снова возникает все тот же вопрос — зачем же они появились, что импрессионизм смог предъявить культурному сообществу, чего не было до него?

Ф. Базиль. Портрет Огюста Ренуара. 1867
Ф. Базиль. Портрет Огюста Ренуара. 1867. Фредерик Базиль — один из основателей импрессионизма. Кто знает, возможно, он был бы даже более знаменитым художником, чем Моне, Ренуар или Писсарро, если бы не погиб в бою в Бургунском лесу под Бон-ла-Роланд. Ему было всего 28 лет
О. Ренуар. Портрет Клода Моне с кистями. 1875
О. Ренуар. Портрет Клода Моне с кистями. 1875. У импрессионизма и художников-импрессионистов множество поклонников, и число их растет с каждым годом

А что было до него? Рассмотрим главные тренды в изобразительном искусстве Европы первой половины XIX в.

Во-первых, это было время господство классицизма и Академии изящных искусств, которая всячески способствовала его процветанию в обществе через систему заказов и выставок. Истоки этой живописной системы лежат еще в эпохе Возрождения, которую можно назвать первой европейской культурной революцией. В рамках этой проверенной в веках живописной системы было создано немало восхищающих нас до сих пор шедевров. Так зачем же ее надо было менять? Но в том-то и дело, что великие образцы, которые могла предложить живопись старых мастеров, были уже созданы, а за прошедшие четыре века старая школа постепенно растеряла свою творческую энергию, утратила живую связь с обществом и явно нуждалась в обновлении.

Т. Кутюр Римляне времен упадка. 1847
Т. Кутюр Римляне времен упадка. 1847. Изображения «Римляне времен упадка», сменялись идеально-сладкими изображениями женских головок, румяных младенцев или гламурных персонажей в роскошных интерьерах
Дж. Тиссо Букет сирени. 1875
Дж. Тиссо Букет сирени. 1875. Джеймс (настоящее имя Жак-Жозеф) Тиссо — один из художников, близких по духу к импрессионистам. Ранний период творчества характеризуется очень декоративными портретами красивых женщин. Чуть позже к подобному направлению пришел Огюст Ренуар

К середине XIX в. академическая живопись стала искусством «золотой середины», произведения любимцев Академии были всегда безупречно и профессионально выполнены, но почти всегда невозможно было отличить одного академиста от другого, настолько индивидуальная манера подавлялась Академией. На выставках середины позапрошлого века огромные многофигурные полотна с бутафорскими историческими сюжетами, типа «звезды» Парижского салона Тома Кутюра.

Подобный глянцевый подход у многих вызывал утомление и скуку, в культурной атмосфере общества явно назревали перемены, шел процесс накопления новой творческой энергии. Итак, над европейским культурным пространством нависла гроза.

Д. Энгр. Мадонна с синей вуалью. 1827
Д. Энгр. Мадонна с синей вуалью. 1827. Художественный процесс, до этого вполне целостный и единый, раскололся, на острие противостояния были очень крупные фигуры — увенчанный славой и наградами, классик Доменик Энгр и отвергнутый официальными кругами Эжен Делакруа
Э. Делакруа. Поединок гяура с пашой. 1826
Э. Делакруа. Поединок гяура с пашой. 1826. Неистовая энергия и живописный темперамент Делакруа сделали его лидером целого поколения и кумиром начинающих авторов. Он стал примером верности своим принципам в искусстве, он многое дал будущим импрессионистам как новатор в работе с цветом

Во-вторых, в первой половине XIX в, впервые появляется такое явление как андеграунд, первыми непризнанными художниками стали за полвека до наших героев приверженцы романтизма.

Стремление романтиков к экзотике, к патетике, к острому драматизму и конфликту, к поиску идеалов в далекой истории или в далеких странах, их настойчивый уход от «низких» бытовых сюжетов, от всего современного как недостойного кисти творца были чужды молодым авторам новой волны. Их интересовала именно современность в простом проявлении: жизнь и быт людей без пафоса, надрыва и социального протеста.

Ж. Л. Давид Клятва Горациев. 1785
Ж. Л. Давид Клятва Горациев. 1785. Идеальные герои картин Жака-Луи Давида, Пьер-Поля Прюдона или Анн-Луи Жироде сражались и побеждали, страдали и любили, давали клятвы верности и доблестно погибали, тем самым блестяще выражая героический пафос Революционной и Наполеоновской эпох
Ф. Вальдмюллер Опись имущества должника. 1847
Ф. Вальдмюллер Опись имущества должника. 1847. Мастера жанровой живописи, по сути, использовали те же приемы, что и академисты, только на другом материале, другими словами, прежде всего они рассказывали истории, увлекаясь фабулой и бытовыми подробностями

В-третьих, на художественную сцену выходит направление, которое современность наконец заинтересовало — реализм. Реалисты одними из первых бросили вызов академистам, пытаясь обратить взоры зрителей к окружающей действительности, которая академиками, да и их оппонентами романтиками вообще не рассматривалась как предмет искусства. Художников на протяжении десятилетий привлекали возвышенные образы из римской истории или из греческих мифов.

Но вот пушки умолкли, страсти утихли, на смену им пришли мирные будни и повседневные буржуазные радости, и сначала в литературе, а затем и в живописи, новые тенденции проявились в зарождении интереса к обычной жизни людей и природы. Вскоре появляется плеяда художников-реалистов, которых вслед за прославленными литераторами интересовали не императоры и герои легенд, а обычные современники. И вот живописцы середины XIX в. с небывалым воодушевлением изображают занимательные и поучительные сцены из жизни обывателей.

Ренуар. Новый мост. 1872
Ренуар. Новый мост. 1872. Импрессионисты интуитивно уловили важные перемены, произошедшие за несколько десятилетий «железного века»: это рост городов, а вместе с ними и рост числа обычных горожан — среднего класса, жизнь которого протекала совсем в другом ритме, нежели неспешное житье старого сословного общества
Г. Кайботт. Мост Европы. 1876
Г. Кайботт. Мост Европы. 1876. Суету большого города с его вокзалами, поездами, заводами и мостами, шумными улицами, праздничными гуляниями, скачками и речными прогулками, биржами и универмагами, театрами и уличными ресторанчиками невозможно было передать языком старой живописи, основательной и столь же неторопливой, как старая добуржуазная Европа

Просмотрев десяток-другой таких произведений, отчетливо понимаешь — да, это была эпоха, когда в культурной жизни Европы царила литература, создавая основные смыслы, расставляя акценты и диктуя механизмы восприятия Текста. И потому художники-реалисты также стремились наполнить свои картины сюжетом, острыми характеристиками, морализаторскими оценками, то есть уподобить живопись литературе. Собственно живописные задачи, которые были призваны создать визуальный образ, ушли на второй план, работы стали почти монохромными, дробными и перегруженными. Появление новаторского подхода к написанию картин, который позже назовут импрессионизмом, было во многом вызвано стремлением уйти от литературщины в живописи, от подробного и дидактического рассказа, от нравоучительности и занимательности. Новое поколение молодых авторов ратовало за ценность самой Живописи, за ее право без литературных подпорок создавать яркие образы для зрительного восприятия, без поисков рационального вербального смысла, без извечного вопроса: «О чем рассказывает эта картина»? Импрессионисты настаивали на том, что картина не должна ничего рассказывать, ее не надо разгадывать как ребус, сама живопись, сам образный строй картины заключают в себе всю полноту художественной информации, которой автор желал бы поделиться со зрителем.

Итак, ни академисты, ни реалисты, ни романтики не отражали весь спектр общественной жизни и настроений, поколение молодых авторов остро ощущали это и стремились изменить существующий порядок. Главным их преимуществом стало тонкое чувство ритма времени, они ловили его дыхание в порывах ветра, они ощущали его пульс на улицах города. Новая жизнь стала более разнообразной, сложной и быстротечной, ее невозможно было пересказать, ее надо было наблюдать, эмоционально впитывать и научиться передавать на холсте свои эмоции и впечатления.

К. Писсарро. Мост Буальдьё в Руане в дождливый день. 1896
К. Писсарро. Мост Буальдьё в Руане в дождливый день. 1896. Современник импрессионистов узнал другие темпы и скорости, он мог наблюдать за миром из окна поезда, когда картинки мелькающей природы быстро сменяли друг друга, или видеть новые улицы в свете небывалых электрических фонарей, а потому невольно воспринимал жизнь иначе

Пожалуй, ответ на поставленный в начале главы вопрос — зачем появились импрессионисты? — будет звучать так: чтобы выразить изменившийся мир вокруг себя так, как это чувствовали именно они.




Поделиться ссылкой