Жанры в живописи

Сюжеты, наиболее часто изображаемые в живописи, позволяют отнести то или иное произведение к определенному жанру – портрету, натюрморту, историческому жанру и т. д. Само слово «жанр» в переводе с французского означает «вид», «род». Некоторые жанры существовали уже с древнейших времен, другие – сформировались лишь несколько столетий назад. Жанры в живописи

Портрет

Портрет – один из самых древних жанров в искусстве, свидетельством чему являются изображения правителей, созданные мастерами Древнего Египта и эпохи Античности. Превосходнейший уровень живописного мастерства демонстрируют знаменитые фаюмские портреты, написанные еще на заре нашей эры. Образы людей здесь переданы почти с фотографической точностью, а их глаза отражают богатый духовный мир. С появлением христианства интерес к отдельно взятому человеку и его индивидуальным особенностям, как внешним, так и внутренним надолго ушел из области живописи. Отдаленные портретные черты в лицах изображенных персонажей вновь появляются лишь в эпоху позднего Средневековья и Раннего Возрождения. Чаще всего эти своеобразные «портреты» представляли в той или иной религиозной композиции ее заказчиков, поклоняющихся Христу, Деве Марии или своим святым-покровителям (XII–XIV вв.). Одна из первых таких работ – портрет Энрико Скровеньи кисти Джотто на стенах капеллы Скровеньи в Падуе.

Тициан. Портрет неизвестного с серыми глазами. 1540–1545
Тициан. Портрет неизвестного с серыми глазами. 1540–1545. XVI и XVII век становятся эпохой психологического портрета
Рембрандт. Читающий Титус, сын художника. 1657
Рембрандт. Читающий Титус, сын художника. 1657

Во второй четверти XV в. портрет становится первым самостоятельным живописным жанром, который четко выделился в эпоху Возрождения. Основной задачей ренессансного портрета являлось увековечивание выдающегося современника. Заказчик предстает как смиренный и благочестивый донатор, а как личность, наделенная индивидуальными качествами.

Но уже с конца XVII столетия и по первую половину XIX в. – портрет превратился в парадное, репрезентативное изображение людей, относящихся преимущественно к высшему сословию.

Рогир Ван дер Вейден Портрет дамы. Ок.1460
Рогир Ван дер Вейден Портрет дамы. Ок.1460
Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV. 1701
Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV. 1701

Лишь в первой четверти XIX в. с серией портретов душевнобольных, написанных Теодором Жерико (1822 г.), психологизм возвращается в этот жанр, а формы портрета начинают отличаются большим разнообразием.

Помимо индивидуальных портретов, существуют портреты парные и семейные.

Франсиско Гойя. Семейный портрет герцогов Осуна 1788
Франсиско Гойя. Семейный портрет герцогов Осуна 1788
Рафаэль. Автопортрет Ок. 1505
Рафаэль. Автопортрет Ок. 1505
Винсент Ван Гог. Автопортрет с перевязанным ухом. 1889
Винсент Ван Гог. Автопортрет с перевязанным ухом. 1889

Особое место в этом жанре занимают автопортреты, на которых запечатлели себя знаменитые мастера разных эпох. Ведь автопортрет – это всегда размышление художника о себе и своем месте в мире.

Натюрморт

Натюрморт традиционно представляет собой изображение неодушевленных предметов. Сам этот термин, означающий в переводе с французского «мертвая жизнь», вошел в художественный обиход не ранее XIX в., то есть намного позже, чем появились те многочисленные изображения, к которым его можно применить и которые существовали уже за много веков до нашей эры, например, в искусстве Древнего Египта. И по сей день в настенных росписях древнеримского города Помпеи можно увидеть натюрморты в обрамлении нарисованной иллюзорной архитектуры. В большинстве случаев в них изображались ксении – покровительственные дары, которые радушные хозяева преподносили гостям. Обычно они представляли собой корзину с фруктами, вазу, дичь или рыбу. В эпоху Возрождения античные декоративные элементы были вновь открыты итальянскими художниками, что способствовало увеличению их интереса к окружающему миру предметов, но вплоть до начала XVII в. натюрморт продолжал оставаться в подчиненном положении у религиозных композиций и портретов.

Картина Караваджо «Корзина с фруктами». 1596
Первым самостоятельным натюрмортом в истории живописи принято считать картину Караваджо «Корзина с фруктами». 1596

Но, несмотря на то, что жанр уже сложился, изображения разнообразных предметов, цветов и плодов еще долгое время будут наполнены определенной, чаще всего религиозной, символикой. Так, прекрасные натюрморты, созданные голландскими мастерами XVII в. – завтраки, банкеты, напоминающие о бренности жизни Vanitas (см. раздел «Живопись XVII в.»), всегда будут нести в себе назидательный смысл. Такого типа картины имели общее название Stilleven – «тихая жизнь», и полностью ему соответствовали.

XVII в. стал временем расцвета натюрмортной живописи не только в Голландии, но и во Фландрии, Испании, Италии. В Испании у подобных изображений было свое название bodegonas – что значит «подвал» или «таверна» (см. раздел «Живопись XVII в.»).

Виллем Кальф Натюрморт с китайской чашей и наутилусом. 1662
Виллем Кальф Натюрморт с китайской чашей и наутилусом. 1662
Эваристо Баскенис. Натюрморт с музыкальными инструментами 1660
Эваристо Баскенис. Натюрморт с музыкальными инструментами 1660
Жан Батист Симеон Шарден Натюрморт с трубкой и кувшином. Ок. 1737
Жан Батист Симеон Шарден Натюрморт с трубкой и кувшином. Ок. 1737

Во Фландрии монументальные полотна с изображениями роскошных даров родной земли призваны были отображать ее богатство и плодородие.

В XVIII в. натюрморт постепенно избавляется от своего символического значения, и на первый план выходит интерес художников к самим предметам и к отображению их посредством живописи, прекрасным примером чему является творчество ведущего мастера этого жанра Жана Батиста Симеона Шардена.

Франсиско де Сурбаран. Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. 1633
Франсиско де Сурбаран. Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. 1633
Эдуард Мане. Натюрморт с пионами и секатором 1864
Эдуард Мане. Натюрморт с пионами и секатором 1864

Долгое время натюрморт относился к числу низких жанров, поэтому немногие из известных мастеров обращались к нему в XVIII и XIX столетии. Заслуженное внимание этому жанру вернул во второй половине XIX в. французский художник Поль Сезанн.

К жанру натюрморта можно отнести и картины-обманки, так называемые тромплей (trom pel’oeil – фр. «обман зрения»), задача которых состояла в том, чтобы обмануть своей детальной проработкой и реалистичностью глаз зрителя, подобно тем винограду и покрывалу, что были написаны античными живописцами Зевксисом и Паррасием. Хотя в технике trompe-l’oeil нередко бывают выполнены также изображения человеческих фигур и иллюзорной архитектуры.

Самюэл ван Хогстратен Trompe-l’oeil. Еврей, выглядывающий из окна. 1653
Самюэл ван Хогстратен Trompe-l’oeil. Еврей, выглядывающий из окна. 1653
Винсент Ван Гог Подсолнухи. 1889
Винсент Ван Гог Подсолнухи. 1889
 Поль Сезанн. Натюрморт с корзиной (Кухонный стол). 1890–1895
Поль Сезанн. Натюрморт с корзиной (Кухонный стол). 1890–1895

В этом натюрморте Мане обращается к изображению именно неживой природы – срезанных, уже увядающих цветов, небрежно брошенных рукой садовника. Присутствие человека здесь обозначено лежащим на краю стола секатором, который напоминает раскрывшийся на стебле цветок. Лезвия инструмента направлены в сторону пышных лепестков пиона цвета запекшейся крови. Эти детали позволяют предположить, что художник, подобно голландским мастерам XVII в., затрагивает тему бренности всего сущего и быстротечности жизни. Данная композиция, написанная сильными, быстрыми мазками кисти, прекрасно иллюстрирует уровень художественного мастерства Мане.

Пейзаж

Пейзаж (фр. рaysage, от pays – страна, местность) как самостоятельный жанр появляется лишь в XVII в., но интерес к изображению природы и городской среды художники проявляли уже в эпоху Ренессанса. Особенность пейзажного окружения персонажей в произведениях ренессансных мастеров заключалась в том, что наиболее популярные сюжеты из Ветхого и Нового завета, происходившие согласно Библии на Древнем Востоке, помещались ими в типично европейский пейзаж. Таким образом, Христос, Богоматерь и другие библейские персонажи становились ближе и художнику, и его современникам, находясь с ними буквально в одном пространстве.

Признанными мастерами пейзажа в XVII в. становятся голландцы с их особой любовью к видам родной природы. Созданные ими произведения данного жанра отличаются многообразием – это пейзажи сельские, городские, морские, зимние.

Интерес к изображению природы с далекими панорамными видами, характерными для голландской живописи, во многом был связан с тем, что люди того времени постепенно открывали для себя новые, бесконечные горизонты окружающего их мира, поскольку XVII в. предшествовала эра великих географических открытий, освоения новых земель и новых морских маршрутов. Интересно отметить, что многим голландским пейзажам этого столетия свойственна не только панорамность, но и высокий угол зрения. В действительности такие пейзажи было бы невозможно увидеть невооруженным взглядом, поскольку в ландшафте Голландии нет возвышенностей, и поэтому воздушная перспектива и взгляд с высоты птичьего полета были практически недоступны голландским художникам XVII в. Открывающиеся сверху виды на города и ландшафты появлялись в живописи в результате использования математических моделей, сконструированных с помощью технических инструментов и законов геометрии. Картографические проекции, геодезические приборы, систематическая триангуляция, артиллерийские приборы для измерения и наведения прицела – все это теперь использовалось для создания пейзажа, а картина, таким образом, становилась результатом соединения математики, навигации и военного дела. Подобный подход к созданию живописного произведения соответствовал утверждению Леонардо да Винчи о том, что живопись – это наука.

Уильям Тернер. Последний рейс корабля «Отважный». 1838
Уильям Тернер. Последний рейс корабля «Отважный». 1838
Каспар Давид Фридрих. Вацман. 1824
Каспар Давид Фридрих. Вацман. 1824
Мейндерт Хоббема Аллея в Мидделхарнисе. 1689
Мейндерт Хоббема Аллея в Мидделхарнисе. 1689

К этому времени художники уже нередко использовали и такое устройство как камера-обскура – светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стене, позволяющий получить оптическое изображение объектов. Исследователи предполагают, что с ее помощью Ян Вермеер написал свой знаменитый пейзаж города Делфта (1661).

В отличии от приближенных к реальности пейзажей голландских мастеров, во Франции складывается традиция так называемого идиллического, сочиненного пейзажа, к которой можно отнести произведения Клода Лоррена. В его пейзажных композициях природа становится масштабными декорациями, на фоне которых разворачиваются мифологические или библейские сцены.

Клод Моне. Маки. 1873
Клод Моне. Маки. 1873
Каналетто. Вид на Темзу и Лондон из Ричмонд-Хауса. 1747
Каналетто. Вид на Темзу и Лондон из Ричмонд-Хауса. 1747

В Италии XVIII в. получает развитие такой тип городского пейзажа как «ведута». Помимо этих реалистичных архитектурных видов, пользовались успехом и так называемые каприччио – вымышленные пейзажи древних развалин, созданные воображением таких мастеров как Мариески и Панини. В то же время природа самой Италии и ее античные руины на два ближайших столетия становятся идеалом пейзажного мотива для художников из других стран – Франции, России, Германии. Итальянские пейзажи превалировали в европейской живописи вплоть до середины XIX в., когда у художников постепенно начинает пробуждаться интерес к национальному пейзажу. Во Франции это были мастера так называемой барбизонской школы (Руссо, Добиньи, Дюпре), в России – такие живописцы как Саврасов и Шишкин, а позднее Левитан. Особую роль в развитии пейзажного жанра сыграли художники-импрессионисты (Ренуар, Писсаро, Сислей), в творчестве которых он стал ведущим.

Бытовой жанр

В полную силу бытовой жанр, ставший к тому времени самостоятельным явлением, заявляет о себе в XVII в., хотя изображения быта и сцен из повседневной жизни можно было увидеть уже и в древней живописи, и в живописи эпохи Возрождения (особое внимание к ним проявляли художники Северного Ренессанса). Но все же подобные сцены служили тогда лишь деталями в произведениях, имевших преимущественно религиозное назначение.

Габриэль Метсю. Девушка, читающая письмо. 1665
Габриэль Метсю. Девушка, читающая письмо. 1665
Паскаль Даньян-Бувре. Молодожены у фотографа. 1879
Паскаль Даньян-Бувре. Молодожены у фотографа. 1879

Прежде всего, характерная для нидерландской живописи предшествующих веков традиция подробного бытописания нашла в XVII в. свое органичное продолжение в творчестве так называемых «малых голландцев». Голландские жанристы впервые в европейской живописи рассказали в своих картинах о жизни человека в кругу семьи, в стенах частного дома. Они заглянули во внутренние дворики городских жилищ, на кухни и в спальни, в нарядные гостиные. Обратившись к темам повседневного быта, голландские художники научились передавать их с удивительной достоверностью, открыли в них мир своеобразной поэзии и человеческих чувств. Хотя в живописи того времени нередки были также изображения драк и разгульного веселья, которые относились к «грубому» или «крестьянскому жанру», но при этом носили назидательный характер. Крестьянские жанровые сцены были популярны и во Фландрии.

Особое развитие жанровая живопись в XVII в. получила в Испании, в творчестве Мурильо и раннего Веласкеса, часто писавших простонародные типажи в их повседневном бытовом окружении. Изображения не приукрашенной жизни низшего сословия были характерны и для произведений французских мастеров, таких как Луи Ленен.

Жорж де Латур. Шулер с бубновым тузом. 1633–1639
Жорж де Латур. Шулер с бубновым тузом. 1633–1639

В XVIII в. бытовой жанр «облагораживается», а жизнь людей «галантного века» предстает в живописи как изображение бесконечного праздника и игры. Одно из основных предназначений подобных живописных произведений состояло в том, чтобы доставлять удовольствие зрителю и украшать изысканный интерьер в стиле рококо. Но в работах таких мастеров как Уильям Хогарт (Англия) и Пьетро Лонги (Италия) уже отчетливо звучит сатира на царящие в современном благородном обществе нравы.

Живописи эпохи ампир, как и классицизму, с их тяготением к высокому стилю жанровые сцены в целом были чужды. Согласно академической иерархии жанров бытовой жанр относился к числу низких, поэтому в XIX в. лишь с появлением художников, восставших против академизма, вновь возникают изображения простых людей в их повседневной действительности. Некоторые из них носили острый социальный характер, как в живописи художников реалистического направления (Милле, Курбе, Домье), другие были наполнены радостью жизни как в картинах импрессионистов, представлявших своих современников в театрах, кафе и на пикниках (Ренуар, см. раздел «Живопись XIX в.»). С тех пор бытовой жанр окончательно укоренился в искусстве живописи.

Анималистический жанр

Главной темой данного жанра является изображение животных, птиц и охотничьих сцен. Его название происходит от латинского слова «animal» – животное. Как мы уже знаем из раздела «Живопись Древнего мира», анималистические темы – древнейшие в истории живописи. Изображения животных встречаются и в пещерах первобытных людей, и в греческой вазописи, и в средневековых бестиариях. Однако обособление анимализма как отдельного жанра происходит лишь в XVII столетии. Его родоначальниками считаются голландские художники Альберт Кейп и Паулус Поттер, писавшие изображения домашних животных на фоне ферм и пастбищ, воспринимая их как неотъемлемую часть размеренной и тихой сельской жизни.

Пьер-Огюст Ренуар Жюли Мане с кошкой. 1887
Пьер-Огюст Ренуар Жюли Мане с кошкой. 1887

Для фламандской живописи этого времени, напротив, были характерны динамичные сцены охоты, образы диких зверей и экзотических птиц, как в произведениях художника Яна Фейта, которого считали величайшим анималистом Фландрии после Снайдерса. О нем говорили как о втором Ное, который тоже собирал животных и птиц, но только на своих картинах, а его мастерство в изображении представителей мира природы ставили в один уровень с портретным мастерством Ван Дейка.

Павлин с его ярким и пышным хвостом, священная птица Юноны – царицы античных богов – придает благородство и сияющую красоту всей картине. Попугай, петух, курица и две цапли добавляют свои голоса в концерт – какофонию из карканья, криков, кукареканья и воркования. Тем временем сойка с любопытством смотрит на пустую нотную книгу, застрявшую между сучьями деревьев, у основания которого лежит мертвый голубь. В известном птичьем концерте, описанном Торквато Тассо в поэме «Освобожденный Иерусалим» в 1575 г., «веселые птицы… пели радостные песни на каждой ветке» в заколдованном саду у дворца Армиды. В поэме Тассо попугай сидит особняком от основного хора. Поют ли птицы Фейта ту же песню о быстротечности, что и у Тассо, где автор предлагает слушателю «собирать розы любви, пока еще возможно» – этот вопрос остается без ответа.

Ян Фейт. Птичий концерт. 1658
Ян Фейт. Птичий концерт. 1658
Эмиль Мунье. Завтрак 1880
Эмиль Мунье. Завтрак 1880

В дальнейшем в XIX в. в произведениях мастеров анималистического жанра естественнонаучный интерес и стремление к точному воссозданию повадок и природной пластики животных будет соседствовать с романтическим восхищением их силой и ловкостью. Ведущие представители романтизма часто обращались к миру дикой природы, которая ассоциировалась для них с преодолением границ и правил, навязанных рациональным «цивилизованным» миром. В их картинах нередко возникает образ встающей на дыбы лошади или лошади, терзаемой львом (Делакруа, Жерико, Стаббс).

Близкий барбизонской школе живописи Констан Тройон писал изображения охотничьих собак и лирические пейзажи с пасущимися овцами, а «наивный» художник по прозвищу Таможенник Руссо изображал сцены борьбы и охоты экзотических животных в джунглях, зарисовывая их чучела в Зоологическом музее Парижа. Не оставляли вниманием анималистический жанр и художники XX века, но эти образы были уже далеки от реалистического характера натурных изображений (Франц Марк, Пабло Пикассо) и чаще всего имели особое символическое звучание.

Теодор Жерико Голова лошади. 1815
Теодор Жерико Голова лошади. 1815

Исторический жанр

Историческая живопись, являющаяся высоким жанром, включает в себя картины не только на историческую тематику, но и на аллегорический, религиозный, мифологический или литературный сюжет. К ней примыкает и батальный жанр, посвященный изображению битв и эпизодов военных действий.

Развитие этого жанра всегда было обусловлено изменением исторических и социально-политических взглядов того или иного общества.

Первые изображения из тех, что можно отнести к историческим, известны с глубокой древности – среди них сцены победоносных сражений древнеегипетских фараонов и битвы античных героев. С появлением христианства подобные сюжеты на несколько столетий исчезают из мира живописи. Так, в средневековой Европе в качестве исторических рассматривались различные религиозные композиции, в то время как реальные события изображались довольно редко и весьма условно (миниатюры в исторических хрониках), что было связано с особенностями мировосприятия людей того времени.

Никола Пуссен Воспитание Вакха. 1635
Никола Пуссен Воспитание Вакха. 1635

Принято считать, что исторический жанр в его современном понимании в живописи складывается только в эпоху Возрождения – в итальянском искусстве ранние монументальные фрески становятся своеобразным документальным свидетельством благодеяний того или иного заказчика и фиксируют события из реальной жизни с целью увековечить их для потомков. В XV – начале XVI вв. появляются многофигурные композиции с изображением недавних битв (Паоло Уччелло, «Битва при Сан-Романо») и торжественных событий (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, Пинтуриккьо), но все чаще художники начинают обращаться в своем творчестве к прошлому, преимущественно античному, как к героическому идеалу и образцу для подражания. В живопись вновь возвращаются изображения мифологических сцен, нередко появляются и отсылки к литературным сюжетам (Боттичелли).

XVI в. становится эпохой прославления великих современников, что часто находило воплощение в форме аллегории. Особого размаха в это время достигает мифологический жанр, ставший популярным не только в станковой живописи, но и в масштабных монументальных росписях итальянских мастеров (Тициан, Веронезе, маньеристы Россо Фьорентино и Приматиччо).

Лоуренс Альма-Тадема. Римский меценат. 1868
Лоуренс Альма-Тадема. Римский меценат. 1868

В XVII в. исторический жанр получает определение «высокого», отныне он включает в себя религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты согласно академической системе иерархии жанров. Новые композиционные решения этих тем разрабатывают крупнейшие мастера XVII столетия – Пуссен, Веласкес, Рембрандт, в произведениях которых они приобретают строгое и величественное звучание.

Более эффектные и декоративные приемы в трактовке исторических и мифологических сцен возникают в творчестве Рубенса, а позднее Тьеполо.

Во второй половине XVIII в. с наступлением эпохи Просвещения перед историческим жанром ставится новая задача – теперь поступки героев древности должны были преподноситься как урок общественной морали. Историческая живопись наполняется героическим пафосом гражданского долга, отныне ее цель заключается в том, чтобы служить возвышенным идеалам социума (Жак Луи Давид. «Клятва Горациев»). Постепенное развитие археологии и исторической науки во многом влияет на стремление художников к точному и достоверному воспроизведению атмосферы прошлых веков (пока еще, преимущественно, эпохи Античности).

Все чаще находят отклик в живописи исторического жанра и современные события, происходившие, прежде всего, во Франции, вступившей в эру Революции, а затем наполеоновских войн. Главным историческим художником продолжает оставаться Давид, в то время как мифологические и литературные темы развивает в своем творчестве его ученик Энгр, включивший позднее в круг исторических сюжетов сцены, изображающие выдающихся личностей эпохи Средневековья и Возрождения (Жанна д´Арк, Наполеон, Леонардо да Винчи, Рафаэль).

Параллельно с этими тенденциями представители романтического направления (Делакруа, Жерико) привносят в исторический жанр дух борьбы и протеста, страстное и темпераментное отображение драматических противоречий и конфликтов, как современности, так и прошлых эпох. Революционным настроем наполнены композиции Оноре Домье и знаменитая «Свобода, ведущая народ» Делакруа (1830).

Среди художников других национальных школ на рубеже XVIII–XIX вв. лишь Гойя обращается к современным историческим событиям, затрагивавшем судьбу его народа, что тоже являлось следствием политики Наполеона («Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.»)

Интерес к искусству Средних веков и Возрождения демонстрирует творчество назарейцев в Германии и прерафаэлитов в Англии. Все большее внимание художники разных стран проявляют и к своей национальной истории.

Жак Луи Давид. Бонапарт на Сен-Бернарском перевале. 1801
Жак Луи Давид. Бонапарт на Сен-Бернарском перевале. 1801

Превалирующую роль в это время играет исторический жанр в так называемой салонной живописи. Ее приверженцы теперь уже обращаются к бытописанию практически всех времен и эпох и продолжают бесконечно изображать обнаженных Венер, Диан и наяд из мира античной мифологии. Эти тенденции все еще были связаны с традициями академизма и с тем, что в Академиях продолжали отдавать предпочтение «высокому» жанру монументальных полотен. В противовес напыщенной и пафосной академической живописи целый ряд художников, в первую очередь французских, переключается на решение новых задач в отображении реальной действительности (импрессионисты). Их творчество знаменует постепенный закат исторического жанра.




Поделиться ссылкой