Символика моста и лестницы как связанных между собой понятий олицетворяет сообщение между верхним и нижним мирами, между небом и землей. В обрядах, связанных с проходом по мосту, его пересечение означает переход между мирами. Во время золотого века люди могли совершать такие путешествия по своей воле, однако позже такое стало возможным только после смерти.
В древнеиранской традиции существовало предание о Мосте Разделения, по которому должны пройти души умерших, чтобы попасть в рай. Для грешников он становился тонким, как лезвие бритвы, а для праведников расширялся. Мост может быть также и радужным, как, например, Биврёст в скандинавской мифологии, ведший в Асгард, стражем которого был бог Хеймдаль.
Древние римляне называли верховного жреца понтифик, что можно буквально перевести как «строитель мостов», т.е. человек, соединяющий два отдельных мира. С середины V в. титул «верховного понтифика» стал носить папа римский, призвание которого, согласно Св. Бернару, заключалось в том, чтобы служить мостом между Богом и человеком.
Именно поэтому символика моста тесно связана с радугой. Два берега реки, соединенные мостом, олицетворяют два мира: жизни и смерти. Таким образом, путешествие по нему символизировало переход к бессмертию. Путешествие по золотому мосту являлось частью обряда посвящения в тайные китайские общества, где мост был представлен в виде белой повязки.
Как нейтральная территория мосты часто служили местом встреч и любовных свиданий, но иногда выступали как место испытаний. Строительство моста несло на себе глубокий символический смысл, из-за чего при его возведении часто приносились жертвы. В Древнем Риме, перед тем как начать строить новый мост, весталки бросали в воду камышовые куклы.
Как и по мосту, по лестнице человек может подняться к богам, а божество способно сойти к смертным. Число ступенек также имеет скрытый смысл. Они символизируют прибывающую силу сознания, что проходит через все ступени бытия и инициации, во время которых человек восходит в знании и реализации, но нисходит в доблести. Однако достижение вершины сопряжено со многими опасностями, поэтому взбирающийся испытывает смешанное чувство радости и страха. Алхимики отождествляли идею постепенного восхождения с фазами процесса превращения.
В сознании средневекового европейца строительство больших арочных мостов казалось чем-то невероятно сложным, поэтому их возведение часто приписывали дьяволу. Ходили легенды, что люди не могли сами выстроить мост и обращались за помощью к нечистому, обещая ему в качестве уплаты душу первого, кто пройдет по мосту. Однако по завершении строительства дьявол оказывался одурачен. Так, жители Франкфурта пустили по новому мосту петуха. Мост стал символом как силы дьявола, так и победы над ним человека.
Символика лестницы играет важную роль в христианстве. В Библии описано видение Иакова, когда он узрел лестницу, по которой спускались и поднимались ангелы. Это видение традиционно толкуется как образ дороги, по которой нужно идти человеку, чтобы соединиться с Богом, поднимаясь от земной жизни к жизни вечной.
Вдохновленный этим символическим образом, игумен Синайского монастыря Святой Иоанн Лествичник написал в VII в. богословский трактат «Лествица, или Скрижали духовные». Его сочинение состоит из 30 ступеней, по которым можно подняться к Богу. Главными ступенями по Иоанну считаются: отречение от мира и странничество, послушание, покаяние и плач, память смертная, кротость, целомудрие, нестяжание, бдение, смиренномудрие, рассуждение, безмолвие, молитва, бесстрастие. На русских иконах Св. Иоанна изображают на фоне лестницы, по которой взбираются на небо люди в монашеском одеянии. Те, кто вел праведную жизнь, успешно преодолевают все ступени и принимаются Иисусом Христом и ангелами в рай.