Олень и лань

Олень считался спутником богов, посредником между ними и людьми. Это благородное животное служило помощником героя, помогало ему найти выход из трудной ситуации, одаривало магическими артефактами. Благодаря способности сбрасывать рога, олень также ассоциировался с циклами возрождения, вечной молодостью и долголетием.

Кельтский медальон с изображением рогатого бога Цернунна
Кельтский медальон с изображением рогатого бога Цернунна

Древние кельты верили, что олени являются домашними животными божеств и других потусторонних существ. Скорее всего, традиция изображать Санта-Клауса возницей оленьей упряжки восходит к этому древнему верованию. Кельтский Бог Цернунн представал в виде человека с оленьими рогами, и его символика была тесно связана с солнцем, а значит и с мужественностью, плодородием, живительными силами

В христианской традиции олень является атрибутом сразу двух святых - Св. Губерта и Св. Евстахия и Св. Губерта, покровителей охотников.

Баварский орден Св. Губерта
Баварский орден Св. Губерта
Герб английского графства Хертфордшир
Герб английского графства Хертфордшир ведет свое начало от герба своей столицы, города Хертфорда. Эта древняя эмблема является иллюстрацией к названию города, которое переводится с английского как «олений брод»

Римлянину Евстахию явился олень с распятием между рогов на голове, после чего он обратился в христианство. Сходная история случилась и с франком Губертом, которого олень убедил отказаться от греховной жизни и обратиться к Богу.

Олень древних германцев

Схема мироздания древних германцев была основана на символике Мирового древа — ясеня Иггдрасиль. Корни этого древа уходили в Вальгаллу, мир потустороннего, смерти, а его верхушка соотносилась с высшим божественным миром. Каждому уровню этой символической системы соответствовало определенное животное. На верхушке располагался орел, у корней— змея, а четыре оленя, Даинн, Двалинн, Дунейр и Дуратрор, помещались на среднем уровне. Олени, количество которых соответствовало сторонам света, поедали почки, цветы и листья на ветвях Иггдрасиля. Почки соотносились с часами, цветы — с днями, а ветви — с годами. Таким образом, четыре оленя символизировали ход времени, бесконечность и смену циклов природы.

Священные олени Даинн, Двалинн, Дунейр и Дуратрор в ветвях Мирового древа Иггдрасиль. Исландская миниатюра XVII в.
Священные олени Даинн, Двалинн, Дунейр и Дуратрор в ветвях Мирового древа Иггдрасиль. Исландская миниатюра XVII в.

День Оленя

В священном календаре ацтеков тональпогуали тринадцатый день каждого из двадцати месяцев назывался мазатль, т.е. олень. Ацтеки верили, что в этот день хорошо заниматься охотой. В день мазатль можно было подкрасться к своей жертве, однако так же легко можно было и самому стать жертвой. Также считалось, что в этот день можно легко изменить свою жизнь, порвав со старой рутиной, и открыть для себя совершенно новые горизонты. Покровителем дня мазатль был Тлалок, бог дождя и грома, повелитель всех съедобных растений. Он считался добрым божеством, который, однако, мог при желании вызвать стихийные бедствия, поскольку в его ведении находились воды и осадки. Тлалок считался одним из самых почитаемых ацтекских богов.

Сектор дня Оленя
Сектор дня Оленя

Олень и Будда

Символика оленя разнится в китайском буддизме и в буддизме алмазной колесницы. С одной стороны, это животное соотносится с духовностью, кротостью и чуткостью. Один из наиболее распространенных буддийских символов — колесо Дхармы, окруженное двумя ланями. Эта эмблема возникла как напоминание о проповеди, прочитанной Буддой в Оленьем парке. Будда раскрыл перед ланями глубинную сущность своего учения, и это привело колесо Дхармы в движение. Однако китайцы считают оленя одним из «трех бесчувственных животных» (наряду с тигром — символом гнева и обезьяной — символом жадности), воплощением ослепляющей любовной страсти.

Два оленя у основания колеса Дхармы. С ворот одного из храмов в Лхасе, Тибет
Два оленя у основания колеса Дхармы. С ворот одного из храмов в Лхасе, Тибет



Поделиться ссылкой