Олень считался спутником богов, посредником между ними и людьми. Это благородное животное служило помощником героя, помогало ему найти выход из трудной ситуации, одаривало магическими артефактами. Благодаря способности сбрасывать рога, олень также ассоциировался с циклами возрождения, вечной молодостью и долголетием.
Древние кельты верили, что олени являются домашними животными божеств и других потусторонних существ. Скорее всего, традиция изображать Санта-Клауса возницей оленьей упряжки восходит к этому древнему верованию. Кельтский Бог Цернунн представал в виде человека с оленьими рогами, и его символика была тесно связана с солнцем, а значит и с мужественностью, плодородием, живительными силами
В христианской традиции олень является атрибутом сразу двух святых - Св. Губерта и Св. Евстахия и Св. Губерта, покровителей охотников.
Римлянину Евстахию явился олень с распятием между рогов на голове, после чего он обратился в христианство. Сходная история случилась и с франком Губертом, которого олень убедил отказаться от греховной жизни и обратиться к Богу.
Схема мироздания древних германцев была основана на символике Мирового древа — ясеня Иггдрасиль. Корни этого древа уходили в Вальгаллу, мир потустороннего, смерти, а его верхушка соотносилась с высшим божественным миром. Каждому уровню этой символической системы соответствовало определенное животное. На верхушке располагался орел, у корней— змея, а четыре оленя, Даинн, Двалинн, Дунейр и Дуратрор, помещались на среднем уровне. Олени, количество которых соответствовало сторонам света, поедали почки, цветы и листья на ветвях Иггдрасиля. Почки соотносились с часами, цветы — с днями, а ветви — с годами. Таким образом, четыре оленя символизировали ход времени, бесконечность и смену циклов природы.
В священном календаре ацтеков тональпогуали тринадцатый день каждого из двадцати месяцев назывался мазатль, т.е. олень. Ацтеки верили, что в этот день хорошо заниматься охотой. В день мазатль можно было подкрасться к своей жертве, однако так же легко можно было и самому стать жертвой. Также считалось, что в этот день можно легко изменить свою жизнь, порвав со старой рутиной, и открыть для себя совершенно новые горизонты. Покровителем дня мазатль был Тлалок, бог дождя и грома, повелитель всех съедобных растений. Он считался добрым божеством, который, однако, мог при желании вызвать стихийные бедствия, поскольку в его ведении находились воды и осадки. Тлалок считался одним из самых почитаемых ацтекских богов.
Символика оленя разнится в китайском буддизме и в буддизме алмазной колесницы. С одной стороны, это животное соотносится с духовностью, кротостью и чуткостью. Один из наиболее распространенных буддийских символов — колесо Дхармы, окруженное двумя ланями. Эта эмблема возникла как напоминание о проповеди, прочитанной Буддой в Оленьем парке. Будда раскрыл перед ланями глубинную сущность своего учения, и это привело колесо Дхармы в движение. Однако китайцы считают оленя одним из «трех бесчувственных животных» (наряду с тигром — символом гнева и обезьяной — символом жадности), воплощением ослепляющей любовной страсти.