Семерка

Число семь можно получить при помощи сложения тройки и четверки. Первое из этих слагаемых является символом Неба и души, второе же олицетворяет собой Землю и тело.

Схема соответствия семи дней недели и семи астрологических планет деканам знаков зодиака
Схема соответствия семи дней недели и семи астрологических планет деканам знаков зодиака

С древности было принято делить жизнь человека на семилетние циклы. В Китае, где семерка считалась женским числом, на такие циклы разбивали жизнь женщины. В Европе же из подобных отрезков складывался жизненный цикл обоих полов. До семи лет длился возраст, когда ребенок обретал разум, затем до 14 он уже мог работать, в 21 год наступало совершеннолетие. Последующие циклы завершались в 28, 35 и 42 года соответственно.

Также с глубокой древности идет традиция семидневной недели, каждый из дней которой посвящен определенной планете и божеству. Астрология в течение тысячелетий знала только семь планет, причисляя к ним Луну и Солнце. Их сакральными символами были корона с семью зубцами, семь алтарей, еврейский ритуальный подсвечник с семью свечами, солнечная колесница, запряженная семью быками, семь уровней вавилонской башни.

Флаг Мадрида
Флаг Мадрида

В мифологии Древнего Египта существовало представление о семи путях к раю и таком же числе священных коров. Бог Озирис провел своего отца через семь залов подземного мира.

В Древней Греции семерку почитали как сакральное солярное число Аполлона. У солярного бога Гелиоса было семь дочерей. Город Фивы имел семь ворот, которые защищали семь героев. Пифагорейцы считали семерку символом творения Вселенной. Античные авторы выделили наиболее величественные архитектурные памятники в семь чудес света.

Древний иудейский золотой семисвечник из 2-го Иерусалимского храма
Древний иудейский золотой семисвечник из 2-го Иерусалимского храма. По рельефу на Триумфальной арке императора Тита в Риме

В древнееврейском языке название этого числа произошло от корня слова, обозначающего полноту или завершенность. Наиболее четко этот символический мотив просматривается в Библии. В Ветхом Завете Бог создал Землю за шесть дней, а на седьмой отдыхал, потому что увидел, что его работа полностью завершена и совершенна. Здесь число семь обозначает также и заслуженный отдых после завершения всех дел. При взятии Иерихона семь священников, трубя в семь труб, в течение шести дней обходили стены города по одному разу, а на седьмой — семь раз. Затем они вострубили вместе, и стены Иерихона рухнули.

Семь архангелов

Христианская традиция насчитывает семь архангелов. Архангел Михаил выступает как вождь небесного воинства, низвергнувший Сатану. Архангел Гавриил является посланцем Божьим, носителем радостных благовестей: рождения Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Архангел Рафаил наделен от Бога силой исцелять раны. Он спас отца и невесту Товия. Архангел Салафиил дает молитву молящемуся, учит правильно обращаться к Богу. Архангел Уриил владеет Божьим огнем и способен просветить душу, разум и волю. Он поведал священнику Ездре признаки и время конца света. Архангел Иегудиил, известный только по легендам, призван хвалить Бога.

Семь архангелов. Гравюра XVII в.
Семь архангелов. Гравюра XVII в.

Семь добродетелей

Понятие о семи добродетелях восходит к поэме «Психомахия», которую создал в начале V в. христианский поэт Аврелий Прудентиус Клемент. Он описал борьбу добрых и злых сил в душе человека, создав аллегорический мотив, пользовавшийся широкой популярностью в Западной Европе в течение почти полутора тысячелетий. Считалось, что семь добродетелей противостоят семи смертным грехам, спасая душу от мук ада и обеспечивая ей место в раю. По мнению средневековых теологов, целомудрие противостоит блуду, умеренность сражается с обжорством, щедрость борется с алчностью, прилежание — с унынием, терпение — с гневом, справедливость — с завистью, смирение — с гордыней.

Дошедшие до нас аллегорические изображения христианских добродетелей кисти Джотто
Дошедшие до нас аллегорические изображения христианских добродетелей кисти Джотто
Дошедшие до нас аллегорические изображения христианских добродетелей кисти Джотто

Семь смертных грехов

В IV в. египетский пустынник Евагрий Понтийский выделил восемь грехов, которые ведут к смерти души, закрывая для нее доступ в рай и обрекая на вечные муки. В этот список вошли чревоугодие, блуд, алчность, печаль, уныние, гнев, тщеславие и гордыня. Спустя полвека данным вопросом занимался Иоанн Кассиан, посвятивший проблеме грехов часть своих богословских трудов.

Впервые список именно семи грехов в VII в. создал папа Григорий Великий, который заменил печаль на зависть, а тщеславие объединил с гордыней. Эти грехи, ведущие прямиком в ад, нельзя было отпустить просто в ходе исповеди. Для их искупления требовался особый духовный подвиг. Уже в конце XVI в. католический теолог Питер Бинсфельдский соотнес каждый грех с определенным демоном. Так, Люцифер управлял гордыней, Мамон — алчностью, Асмодей — блудом, Левиафан — завистью, Вельзевул — обжорством, Сатана — гневом, а Бельфегор — унынием.

И. Босх. Семь смертных грехов
И. Босх. Семь смертных грехов
Вечные муки, которые претерпевают в аду души людей, совершивших семь смертных грехов. Французские средневековые гравюры
Вечные муки, которые претерпевают в аду души людей, совершивших семь смертных грехов. Французские средневековые гравюры

Седьмое небо рая

На Сатурне, седьмом небе рая, Данте и Беатриче видят лестницу Иакова, уходящую бесконечно высоко. По ней спускаются души созерцателей, т.е. монахов. Здесь поэта встречают души двух подвижников монашества Петра Дамиани и Св. Бенедикта Нурсийского. Они гневно обличают современных поэту монахов, отступивших от праведной жизни, предавших церковь и погубивших свои души.

Г. Доре. Данте на Сатурне
Г. Доре. Данте на Сатурне
Схематическое изображение седьмого неба рая по Данте
Схематическое изображение седьмого неба рая по Данте

Седьмой круг ада

На окраине седьмого круга ада, охраняемого Минотавром, расположен обвал, за которым течет кипящая кровавая река Флегетон, где погребены тираны, разбойники и грабители. Второй пояс этого круга — дикий лес, где в деревья превращены самоубийцы. На них сидят гарпии. Третий пояс — раскаленная пустыня, где томятся половые извращенцы, лихоимцы и богохульники. Замыкает седьмой круг ада обвал, в который низвергается Флегетон.

Г. Доре. Гарпии в седьмом круге ада
Г. Доре. Гарпии в седьмом круге ада
Схематическое изображение седьмого круга ада по Данте
Схематическое изображение седьмого круга ада по Данте



Поделиться ссылкой