Корона символизирует власть монарха, господство, силу, богатство, гордость и тиранию. Как головной убор верховного правителя корона впервые появилась на Древнем Востоке.
В Древнем Египте она была двухсоставной: белая митра Верхнего Египта была заключена в красную корону Нижнего Египта, олицетворяя таким образом единую власть для всей страны. Этот символ по смыслу очень близок к дереву с его растительностью, ветвями и листьями.
С латыни слово corona переводится как венок из цветов, что указывает на древний обычай награждения венком за выдающиеся заслуги. Поскольку этот предмет имеет круглую форму, его часто связывали с солнцем, а также считали олицетворением бессмертия.
Считается, что сама по себе современная европейская корона, которую иногда называют венцом, несмотря на типологическую близость к древневосточным головным уборам правителей, ведет свое происхождение от венка из цветов, который в глубокой древности надевали на голову верховные жрецы племени. Часто венками украшали людей, которых должны были принести в жертву. Примером этому служит терновый венец Христа, который являлся не только пародией на венец царя Иудейского, но и отличительным знаком жертвы.
Венок зачастую использовался не столько как головной убор, сколько в качестве дара при чествованиях и памятованиях. При помощи венков украшали живущих и мертвецов, чтобы заручиться благосклонностью богов-покровителей и получить их опеку. Поминальный венец является символом признания смертности сущего, а также вечности и долгих воспоминаний.
Корона символизирует возвышение, первичность. Возносясь над головой человека, она таким образом олицетворяет определенную гегемонию над ним. Корона является также символом обреченности властителя, а состоящая из вечнозеленых растений — жизнь, бессмертие и победу. Размещенная у ног корона означает свержение или отречение от царства. Если на ней расположена башня, то корона служит символом святого места божества, обнесенного стенами.
У китайцев корона является олицетворением власти императора; когда она прикрывает уши, то означает «я не слышу ничего недостойного», а если на ней имеется ширма из свисающих драгоценностей, то это можно расшифровать как «я не вижу ничего недостойного».
В христианской традиции корона является символом праведности, благословения и благорасположения, а также означает победу над смертью, обретение, награду мученику. Сделанная из золота корона является олицетворением победы над пороком. Чело Девы Марии, как Царицы Небесной, украшала сотканная из звезд корона. На папской тиаре нанизаны три золотые короны, которые являются символом Троицы и олицетворяют тройную власть.
Как Северная, так и Южная Короны входят в состав 48 классических античных созвездий и были известны с глубокой древности. Северная Корона считается более древним созвездием, поскольку оно было выделено ранее. Южную Корону иногда называли Прометей или Колесо Иксиона. Мифологическое объяснение названия обоих созвездий сходное. Северная Корона — венец, который Дионис подарил Ариадне. Этот венец затем помог Тезею выбраться из лабиринта, освещая ему путь в темноте. Южную Корону Дионис подарил поэтессе Коринне за победу в поэтическом соревновании.
В античности использование венков и венцов было тесно связано с культом растений. Венок был символом жертвы богам, перехода под их защиту, знак особого отличия и власти.
Типологически с венком была связана и диадема, чье название переводится с греческого как «повязка» и первоначально являющаяся таковой. Венок из цветов и растений был отличительным знаком жреца, причем каждому из божеств соответствовал свой головной убор. Так, лавровые венки первоначально носили только жрецы Аполлона, дубовые венки были посвящены Зевсу, оливковые — Афине и Зевсу Олимпийскому, из хлебных колосьев — Деметре, из полевых цветов — Флоре. Венки из сосновых веток украшали головы жрецов Посейдона либо победителей Истмийских игр, а из виноградной лозы — служителей Диониса. На голову победителя Немейских игр надевали венок из петрушки. В римской армии золотые венки выполняли роль военных наград, а венок из полевых цветов вручали командиру, который вывел своих солдат из окружения. Однако венки надевали и простые граждане, когда принимали участие в пирах. Считалось, что венок помогает сохранять голову свежей и вести приятную беседу. На пирах при дворе римских императоров было принято носить венки из роз.
В Средние века корона стала символом власти и независимости правителя. Причем теперь короны венчали головы не только царей, но и крупных феодалов. Так, появились герцогские, графские и баронские короны. Именно таковыми являются зубчатые короны, с которыми сегодня ассоциируется данное понятие у большинства людей. Короны же королей выглядели несколько по-другому. Итальянская железная корона, первоначально принадлежавшая королям лангобардов, представляла собой большое золотое кольцо. Корона же императоров Священной Римской империи была восьмиугольной.
В Восточной Европе в качестве короны использовали шапки, которые вели свое происхождение от азиатских тюбетеек.
Символизм короны достигает своего наивысшего проявления в обряде коронации или венчания на царства. В императорском Риме подобного обычая не существовало, поскольку данный ритуал имеет восточное происхождение. Суть его сводится к освящению власти светского правителя верховным жрецом путем торжественного вручения регалий власти. В Древней Персии при коронации царю надевал корону на голову верховный зороастрийский жрец.
Через сходный ритуал прошел Александр Македонский и другие греческие цари на Востоке в эпоху эллинизма. В Римской же империи подобный обычай первым ввел Диоклетиан. Позднее в Византии императора венчал на царство константинопольский патриарх, а в Западной Европе — папа римский. Короли, которые формально находились в подчиненном императору положении, получали свои короны из рук архиепископов или кардиналов. Надевая светскому правителю корону на голову, духовный владыка освящает его власть, делает ее легитимной, а в некоторых случаях даже наделяет его функциями наместника Бога на земле.