«После бала» (Л. Толстой)

Цитата: «Чем сильнее я был влюблён, тем бестелеснее становилась для меня она».

История создания: произведение основано на реальных событиях, происшедших с братом Льва Толстого Сергеем Николаевичем.

Проблематика:

  • совесть человека, его ответственность за ближнего;
  • осуждение двойных стандартов светского общества.

Смысл названия: название рассказа имеет большое значение: оно указывает на двойную жизнь, которую фактически вело русское дворянство. Во время бала — красивые, чинные, накрахмаленные, танцующие. После бала (то есть в своей обычной жизни) — порой жестокие, бесчеловечные, демонстрирующие животное поведение.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: к жанровым особенностям «После бала» можно отнести то, что это фактически «рассказ в рассказе»: историю, являющуюся фабулой, рассказывает Иван Васильевич в качестве ответа на вопрос о том, что нужно для совершенства личности.

Время и место действия: поскольку композиционно «После бала» представляет собой рассказ в рассказе, то имеет смысл говорить отдельно о первом и втором рассказе. Рассказ, действующими лицами которого являются собеседники Ивана Васильевича и он сам, относится к современному для автора периоду (это 70-80-е годы XIX в.). Рассказ, который преподносит слушателям Иван Васильевич, можно отнести к 40-м годам XIX в. Место действия первого рассказа не указано; что касается второго рассказа, то в нём можно обозначить два значимых пространства — масленичный бал у губернатора и площадь, на которой наказывали дезертира.

Действующие лица

  • Иван Васильевич — рассказчик; главный герой.
  • Варенька Б. — дочь полковника, в которую рассказчик в студенческие годы был влюблён.
  • Пётр Владиславович — полковник, отец Вареньки.
  • Собеседники Ивана Васильевича.

Краткое содержание

В беседе возникает тема личного совершенства. Иван Васильевич рассказывает по этому поводу историю.

Когда Иван Васильевич был студентом, он влюбился в некую Вареньку. На балу у губернатора он познакомился с её отцом Петром Владиславовичем и был искренне восхищён этим красивым и подтянутым военным. Мазурку Варя танцевала с отцом, и Иван Васильевич смотрел на их танец восторженно. Варя также проявляла интерес к Ивану и подарила ему пёрышко от веера.

В этот день Ивану Васильевичу не спалось, он прогуливался по городу и заметил толпу. Оказалось, что люди смотрели, как наказывают дезертира. Несчастного прогоняли через полк, и каждый солдат должен был с силой ударить его палкой по спине. Спина наказуемого превратилась в ужасное кровавое месиво. Командовал этим действом Пётр Владиславович, отец Вареньки. Он заметил Ивана Васильевича, но ничем не выдал, что они знакомы — лишь приказывал солдатам не жалеть дезертира и бить сильно.

Это так впечатлило Ивана Васильевича, что он пронёс воспоминание через всю жизнь. Его чувства к Вареньке охладели: каждый раз, когда он глядел на неё, вспоминал этот случай. Иван Васильевич всё пытался понять, как оправдывает себя полковник, но не мог, а потому не смог впоследствии посвятить себя военной службе.

Экранизация

«После бала» (СССР, 1962). Типовые задания

Что Варя подарила Ивану Васильевичу на балу?

Ответ. Символическим подарком послужило пёрышко от веера.

Чем было наказание дезертира для полковника — неприятной обязанностью или чем-то другим?

Ответ. Полковник наказывал тех, кто недостаточно сильно бил дезертира-татарина, получая при этом какое-то садистское наслаждение. На балу он произносит фразу «Надо всё по закону». В сцене наказания становится ясно, что этим законом — карающим, немилосердным — он считает себя самого.




Поделиться ссылкой