«Железная дорога» (Н. Некрасов)

История создания

В середине XIX в. в России распространились производственные предприятия. Производство — это очень хорошо, но реализовано оно было совершенно бесчеловечным образом. Строительство железных дорог осуществлялось буквально на костях человеческих. Этому факту была посвящена статья публициста Н. А. Добролюбова «Опыт отучения людей от пищи». В ней рассказывалось, как именно делаются прогрессивные дела: людей привозят в степь трудиться, держат на жаре без хлеба, жилья и медикаментов... Смертность, конечно, была очень высокая. А тому, кто выжил, приписывались самые разнообразные недоимки, в результате чего он не только не зарабатывал, но ещё и оставался должен.

Отразить этот вопиющий факт в литературе взялся Николай Алексеевич Некрасов — в поэме (по мнению некоторых специалистов — стихотворении) «Железная дорога».

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: поэма.

Проблематика:

  • социальная (рабский труд простого человека во имя обеспеченного сословия);
  • ответственность перед младшим поколением.

Краткое содержание

Сын генерала Иван спрашивает у отца, кто построил железную дорогу, по которой они сейчас едут. Отец приписывает создание железной дороги графу Клейнмихелю. Но их попутчик (лирический герой данного стихотворения) не может согласиться с генералом. Он рассказывает мальчику, как на самом деле строилась эта железная дорога: о царе, согнавшем людей трудиться в эти пустынные места, о голоде и муках.

Слушая попутчика, ребёнок засыпает. Ему снятся подлинные строители железной дороги — измученные работяги. Проснувшись, Ваня рассказывает отцу о своём сне, но тот лишь смеётся: говорит, что простые люди — это варвары, не способные к созданию чего-либо конструктивного. Генерал делает попутчику замечание: зачем огорчил мальчика? Лирический герой соглашается, что есть в строительстве железной дороги и хорошее: работу мужики окончили, хотели деньги получить, но выяснилось, что за ними такие недоимки, что они ещё сами должны. Тут приехал подрядчик, недоимку простил и бочку вина выставил. Мужики и этому порадовались.

Метрика

Размер: трёхстопный дактиль.

Рифма: перекрёстная (абаб).

Тропы и фигуры речи

Эпитеты: «ядрёный воздух», «в пору прекрасную».

Метафоры: «Вынесет всё — и широкую», «ясную / Грудью дорогу проложит себе...».

Сравнение: «Лёд неокрепший на речке студёной / Словно как тающий сахар лежит».

Инверсия: «Эту привычку к труду благородную».

Повтор (анафора): «Едет подрядчик по линии в праздник, / Едет работы свои посмотреть».

Аллитерация: на «л» — «Листья поблекнуть ещё не успели».

Ассонанс: «Всюду родимую Русь узнаю...».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Укажите тему стихотворения «Железная дорога».

Ответ. Социальная тема (тяжкий труд крестьян при строительстве железной дороги и бесчеловечное обращение с ними).

Где происходит действие стихотворения?

Ответ. Действие происходит в поезде, движущемся по железной дороге. Железная дорога на момент написания стихотворения была построена недавно, поэтому тема её строительства была для Некрасова остро актуальной.

Охарактеризуйте приём, использованный автором в приведённом фрагменте стихотворения: «Выпряг народ лошадей — и купчину / С криком "ура!" по дороге помчал...».

Ответ. В данном фрагменте автор использует как приём иронию. Истинный смысл происходящего (народ везёт на себе своего мучителя) противопоставляется явному (народным крикам «ура!»). Это кульминация стихотворения: измученные представители народа вынуждены благодарить того, кто чуть не загнал их в могилу. «Счастливый» конец истории о строительстве железной дороги оказывается страшней многих кошмаров.




Поделиться ссылкой