«Левша» («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»)

Цитата: «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».

История создания

Когда «Левша» Лескова вышел в свет, критики сочли, что это просто записанная легенда, популярная среди тульских мастеров. Однако писатель оспаривал это, уверяя, что весь «Сказ...» от начала и до конца придуман им. Проблема была в том, что Лескову мастерски удалось воспроизвести исковерканный разговорный язык. «Левша» выглядел самородком, не созданным рассказом, а народным произведением.

Проблематика:

  • личность и общество (Левша — господа);
  • проблема русского таланта и возможностей его реализации;
  • проблема власти (отношение государя к русским и английским мастерам).

Смысл названия: название с упоминанием главных персонажей даёт читателю свободу интерпретации: его не учат, а просто рассказывают некую историю, из которой каждый может сделать свои выводы.

Следует отметить, что в «Левше» переплетаются подлинные и вымышленные события. У Левши был прототип — рабочий Алексей Михайлович Сурнин, которого направляли в Англию учиться. Вернувшись домой, он многому обучил рабочих и ввёл ряд инноваций в производство.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: повесть.

Жанровые особенности: сказовая манера Лескова придала этой повести свободную интонацию речи простого человека. Явственна связь повести о тульском косом Левше и фольклора: сказания о тульских мастерах давно живут в народе.

Время и место действия: действие повести происходит в России и в Англии в начале XIX в. (после войны с Наполеоном).

Действующие лица

  • Левша — тульский мастер.
  • Платов — казак, атаман Донского казачьего войска.
  • Александр I — российский император.
  • Николай I — российский император, престолонаследник Александра I.
  • Полшкипер — моряк с английского судна. Слово представляет собой искажённое «подшкипер» — название должности этого моряка.

Краткое содержание

Император Александр I путешествует по Европе вместе с казаком Платовым. Императору приходится по душе миниатюрная поделка — блоха, умеющая танцевать. Император покупает блоху, привозит её в Россию. Через какое-то время Александр I умирает, на престол восходит Николай I. Новый император хочет, чтобы и русские мастера умели делать такие игрушки. Он посылает Платова в Тулу к прославленным мастерам. Трое мастеров запираются в доме косого Левши. Они что-то делают с блохой, но не признаются. Платов отвозит Левшу в Петербург. Николай I видит, что с блохой что-то не так: она не может танцевать. Левша советует посмотреть на ноги блохи в «мелкоскоп». Император видит, что мастера подковали блоху миниатюрными гвоздиками и на каждой подкове написали имя мастера.

Левшу отправляют в Англию, чтобы он подарил подкованную блоху англичанам, утвердив тем самым превосходство русских мастеров. Англичане предлагают Левше пожить у них, но мастер говорит, что вера и оставшиеся дома родители ему не позволяют. Жениться на англичанке мастер тоже не хочет: очень уж они худые.

Левша плывёт в Россию на корабле. Мастеру скучно, и он напивается с «полшкипером». Привозят их в бессознательном состоянии. Придя в себя и разыскав товарища, «полшкипер» видит, что Левша умирает. Мастер просит передать императору, что в Англии ружья кирпичами не чистят (это больше всего понравилось Левше). Но до императора эту информацию не доносят, поэтому ружья продолжают чистить, как прежде было принято. А послушали бы — глядишь, и другой результат был бы у Крымской войны.

Экранизации

«Левша» (СССР, 1964, мультфильм); «Левша» (СССР, 1986).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Почему император решил, что Левша сломал блоху? Что мастер сделал с блохой на самом деле?

Ответ. Император думал, что Левша сломал блоху, потому что она перестала танцевать. Посмотрев в микроскоп, Николай I понял, что мастера блоху подковали миниатюрными гвоздиками, да ещё и указали на каждой подкове имя того, кто её изготовил.

Какую лексику Лесков использует для обеспечения «сказовой интонации» в повести «Левша»?

Ответ. Просторечную лексику и историзмы.

Примером просторечной лексики могут послужить «мелкоскоп» (микроскоп) и «курица с рысью» (курица с рисом). Историзмы обеспечивают более плотную привязку повествования к лексике того периода (например, в повести упоминается отрезвляющее средство ерфикс, которое сейчас не употребляется и мало кому известно).




Поделиться ссылкой