Характеристика персонажей литературного произведения

Определения

  • Портрет — художественная характеристика, которая заключается в описании внешности героев (лицо, фигура, одежда, мимика и пр.).
  • Пейзаж — художественное описание природы, составляющей мир литературного произведения.
  • Интерьер — художественное описание обстановки помещений, показанных в литературном произведении. Дополняет характеристику тех или иных персонажей либо событий.
  • Диалог — воспроизведённая беседа двух литературных персонажей.
  • Монолог — речь одного действующего лица, не предполагающая участия других персонажей.
  • Внутренняя речь — условный аналог мыслей героя, применяемый в литературном произведении.
  • Говорящие фамилии — художественный приём, позволяющий запечатлеть ведущую черту характера в его фамилии (например, Скотинин в «Недоросле» Д. И. Фонвизина).
  • Ремарка — художественный приём, предполагающий отступление автора от сюжета с пояснением или дополнением к нему; в драматургии — комментарий автора к реплике персонажа.

Объяснение и примеры

Чтобы достоверно и глубоко описать персонажа, авторы прибегают к средствам художественной выразительности: описывают его внешность и манеру держаться (портрет), характеризуют жилище каждого из персонажей или место, в котором происходит действие (интерьер), приводят описание природы, на фоне которой происходят события.

Портрет. Пейзаж. Интерьер

Портрет, пейзаж и интерьер не только помогают читателю вообразить ситуацию литературного произведения, но и тоже являются частью сюжета.

Пример

Роман И. А. Гончарова «Обломов» фактически начинается описанием внешности Ильи Ильича Обломова (портрет) и его комнаты (интерьер). Обе эти художественные характеристики свидетельствуют о застое в жизни Ильи Ильича. С началом любовных отношений с Ольгой Ильинской в романе появляются пейзажные элементы (в частности, ветка сирени).

Речь персонажей: диалог, монолог. Авторская ремарка

Зачастую речь литературных персонажей представлена и в диалогах (разговор между двумя и более действующими лицами), и в монологах (речь одного персонажа, не предполагающая ответа). Монолог не так уж часто встречается в обыденной жизни: он происходит из драматургии, где служит словесным выражением чувств и мыслей героя, накипевших и накопившихся до такой степени, что их уже нельзя держать в себе.

Пример

Классический пример — финальный монолог Чацкого в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Формой монолога может также стать внутренняя речь персонажа.

Пример

С внутренней речи Евгения Онегина начинается одноимённый роман в стихах А. С. Пушкина.

Авторские ремарки могут как служить раскрытию характера персонажей, так и не относиться к сюжету. Однако если говорить о драматургии, то там подобные ремарки — едва ли не единственное средство прокомментировать сущность, мысли и настроения действующих лиц.

Пример

В «недоросле» Д. И. Фонвизина одной из реплик Митрофанушки предшествует на первый взгляд необязательная (не оправданная событийным рядом) ремарка «разнежась». Одним этим словом автору удалось создать образ избалованного и ленивого мальчишки.

Говорящие фамилии

Чтобы охарактеризовать персонажей, автор может прибегнуть к такому приёму, как говорящие фамилии. Этот приём предполагает, что характеристика главной черты характера персонажа заложена уже в его фамилии (как вариант — имени), и читателю остаётся только находить в тексте подтверждения этой черты.

Данный приём был очень популярен в литературе классицизма, но применялся и позднее — с целью придания повествованию сатирического оттенка.

Пример

В русской литературе есть немало выразительных говорящих фамилий: Макар Девушкин в «Бедных людях» Ф. М. Достоевского (подчёркивается нежность и робость героя), судья Ляпкин-Тяпкин в «Ревизоре» Н. В. Гоголя (от народного выражения «работать тяп-ляп»), унтер-офицер Пришибеев в сатирическом рассказе Чехова «Унтер Пришибеев» (от глагола «пришибить»).

«Вечные» темы, мотивы и образы

Существуют темы, которые всегда интересовали, интересуют и будут интересовать человечество (любовь, смерть и др.). Такие темы в литературоведении называют «вечными».

Можно также говорить и о «вечных образах» — тех персонажах, имена которых стали нарицательными (Фауст, Гамлет, Дон Кихот и др.). Эти образы снова и снова возникают в разных мировых литературах.

Пример

Родион Раскольников («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского) воплощает тип Гамлета: колеблющийся герой, который хочет на практике установить верность законов бытия.

Писатель Хорхе Луис Борхес полагал, что существует всего четыре истории как основы для сюжета:

  1. об осаде героями города, который защищают другие герои;
  2. о возвращении;
  3. о поиске;
  4. о жертвенном боге.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Как в литературном произведении называют описание внешности героя?

Ответ. Портрет.

Какое настроение сообщает стихотворению А. С. Пушкина «Бесы» пейзаж?

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

Ответ. Пейзаж помогает воссоздать зыбкую и жутковатую магическую реальность поздней ночи, когда неясно, что правда, а что мерещится. В этой реальности находятся персонажи стихотворения, встретившие ночью бесов.

Как можно охарактеризовать по форме знаменитую речь Чацкого из комедии «Горе от ума», оканчивающуюся словами:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть чувству уголок! —
Карету мне, карету!

Ответ. Это монолог. В этом монологе Александр Андреевич Чацкий выражает весь свой гнев и презрение к «толпе мучителей» из светского общества.




Поделиться ссылкой