Художественная литература как искусство слова

Художественная литература — вид искусства, который отражает жизнь с помощью слова. Главное понятие литературы — это образ.

Художественный образ — любое явление, творчески осмысленное и отражённое в искусстве.

Объяснение и примеры

Писатели создают художественные образы, в которых находят отражение главные черты их современности. С помощью литературы мы можем вернуться в прошлое и сопереживать древним грекам, представителям эпохи Возрождения, а также представителям разных социальных слоёв — дворянам, крестьянам...

Как воспринимаются художественные образы в литературе? С помощью слов автор делится с читателем некой историей, причём читатель увлекается и эмоционально воспринимает происходящее с героями. Именно это и нужно для того, чтобы постичь литературное произведение. В процессе чтения человек глубоко переживает описанные события. И это позволяет нам с уверенностью говорить о том, что литература — искусство, удовлетворяющее одновременно и стремление человека к прекрасному, и тягу к познанию действительности.

Пример

Читая роман Л. Н. Толстого «Война и мир», мы восхищаемся образами Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой и при этом соотносим их мысли и поступки со своими.

В чём ценность художественной литературы? В первую очередь необходимо сказать об идейной ценности литературы. Ведь в ней рассматриваются главные жизненные вопросы, которые волнуют каждого человека. И рассматриваются они не отвлечённо, как, к примеру, в философии, а на материале конкретных жизненных ситуаций — того, что происходит с литературными персонажами.

Однако идейная ценность литературы не была бы воспринята нами так глубоко, если бы не передавалась через призму писательского мастерства. Именно этим настоящая литература отличается от беллетристики: писатель умеет так сплести слова, чтобы мы пережили получившийся рисунок как важный факт своей жизни.

Только в единстве формы (КАК написано) и содержания (ЧТО написано) реализуется идейно-эстетический феномен художественной литературы.

Пример

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» организован как «рассказ в рассказе». Этот формальный приём помогает нам увидеть содержание под другим углом: следя за историей любви Вареньки и Ивана Васильевича, мы всё время помним, что эту историю Иван Васильевич пронёс через всю жизнь, а значит, в ней есть нечто очень важное. Когда Иван Васильевич описывает наказание солдата, в котором участвует отец Вареньки, нам становится ясно, почему главный герой рассказа на всю жизнь остался холостым.

Литература и современность

Во все времена художественная литература была тесно связана с жизнью общества, с его актуальными проблемами. Лексика, используемая в литературном произведении, описанные в нём события, типические персонажи, бытовые реалии — всё это является срезом человеческого общества в определённый временной период.

Пример

Трагическая история Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму» не только вызывает у нас острые переживания, но и знакомит с общественными реалиями того времени: крепостным строем, положением крепостных, самодурством привилегированного сословия и пр.

Литература вмещает весь общественно-исторический опыт постижения мира. В процессе знакомства с литературой мы можем не только решить актуальные для нас проблемы, но и почувствовать связь между поколениями: жизнь всех наших предков отражена в литературе.

Функции литературы. С уверенностью можно сказать, что литература лидирует среди прочих видов искусств в плане значимости для человека. И функций у литературы сразу несколько:

  • познавательная (изучение окружающего мира);
  • эстетическая (развитие чувства прекрасного);
  • эвристическая (творческое решение вопросов, поставленных в художественной литературе);
  • коммуникативная (общение читателя с автором посредством прочтения литературного произведения);
  • гедонистическая (получение наслаждения от процесса чтения);
  • воспитательная (восприятие идеалов гуманизма и стремление следовать им).

Таким образом, литература становится одновременно инструментом развития человека и источником его удовольствия.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Назовите функцию литературы, отражающую потребность человека в гармонии и красоте.

Ответ. Эстетическая. Эта функция связана с восприятием прекрасного в жизни и творчестве.

Как в сказке «Каша из топора» описана бытовая жизнь общества того времени?

Ответ. В сказке всего два персонажа — солдат (военнослужащий) и старуха (представительница крестьянского сословия). Солдат беден, не имеет ни хлеба, ни денег и вынужден рассчитывать только на себя, на свой изворотливый ум. Старуха описана в сказке как жадная женщина: у неё есть и крупа, и масло, и соль. Но с солдатом делиться старуха не хочет: видимо, её запасы более чем скромны. Мы можем сделать вывод, что военнослужащие в прошлом жили хуже, чем крестьяне, но и крестьян состоятельными назвать нельзя.

Прочитайте фрагмент стихотворения А. С. Пушкина «К морю» и охарактеризуйте ведущий художественный образ этого стихотворения.

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Ответ. Главным художественным образом этого стихотворения является море. Именно с ним беседует лирический герой. Море в этом стихотворении выступает как друг поэта и как символ свободы и силы.




Поделиться ссылкой