Вопрос формы и содержания кажется очень простым: форма литературного произведения — это его внешняя оболочка, а содержание — внутреннее наполнение. Что же тут сложного? При такой постановке вопроса кажется, что приоритеты расставить легко: главное — это содержание, а какая у него форма — это не так уж важно.
Однако на самом деле всё обстоит гораздо сложнее.
Содержание и форма неразделимы, это единое целое. Читая литературное произведение, мы воспринимаем текст и извлекаем из него смысл. Каким будет этот смысл, зависит от формы. Изменив форму, мы получаем другое содержание.
Мы можем сказать, что «Илиада» Гомера — это история о Троянской войне. В каком-то смысле так оно и есть, но разве такое суждение даёт представление об этой поэме? Более подробный пересказ позволит нам ознакомиться с действующими лицами и событиями «Илиады», но непосредственно поэма пройдёт мимо нас. Нравится ли нам, как пишет Гомер? О чём повествуется в «Илиаде»? Об этом придётся делать выводы с чужих слов, в верности которых можно усомниться.
Ещё одна сложность заключается в том, что каждый элемент литературного произведения может быть одновременно и содержанием, и формой.
Л. Н. Толстой, говоря о своём романе «Анна Каренина», отметил: «Если же я бы хотел сказать словами всё то, что имел в виду выразить романом, то я должен бы был написать роман тот самый, который я написал, сначала».
Вопросами формы (и неразрывно связанного с ней содержания) занимается поэтика. Можно назвать три значения термина «поэтика»:
Что важнее — форма или содержание литературного произведения?
Ответ. Форма и содержание неразрывно связаны и одинаково важны.
Поясните единство формы и содержания на примере фрагмента стихотворения А. А. Ахматовой «Сжала руки под чёрной вуалью...»:
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдёшь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Ответ. В этом фрагменте каждое слово наполнено гораздо более глубоким содержанием, чем кажется на первый взгляд. «Задыхаясь» и «крикнула» обозначают степень волнения героини. Её слова «Уйдёшь, я умру» — преувеличение, но сама героиня искренне верит в это. Герой же отстранён, что символизирует его спокойная и жуткая улыбка. Холодная реплика героя контрастирует со страстным волнением героини. Сила впечатления от прочтения этого фрагмента во многом обусловлена его краткостью. Такое содержание могло быть выражено только в этой форме.
Обозначьте основные черты эстетики творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Ответ. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина наполнены сатирой и гротеском, что позволяет ему высмеивать недостатки жизни общества в своей манере.