Герхарт Гауптман (1862—1946)

В том же году, когда в Оберзальцбурне, в Силезии, родился Герхарт Гауптман, к власти в Пруссии пришёл Отто фон Бисмарк.

Отто фон Бисмарк (1815—1898) — рейхсканцлер, завершивший объединение разрозненных немецких княжеств в единую германскую империю

В истории Германии началась новая эпоха: целью Бисмарка было создание великого германского государства во главе с Пруссией. Гауптману довелось пережить взлёт и крушение не только этой империи, но и следующей — гитлеровского Третьего рейха, а между ними — недолгий век Веймарской республики.

Герхарт Гауптман
Герхарт Гауптман

Пресловутая прусская дисциплина отравляла Гауптману школьные годы, проведённые в Бреславле; как писал он сам, ему довелось пережить там душевные и физические муки. После этого он некоторое время занимался в школе искусств и мечтал стать скульптором. Потом изучал естественные науки в Йенском университете, путешествовал по Средиземному морю, в Риме продолжил занятия скульптурой, наконец вернулся на родину и переехал в Берлин.

Детство Гауптмана прошло в гостинице «Прусская корона», принадлежавшей его отцу, и многие детские впечатления легли позже в основу произведений драматурга. Так, прототипом героя пьесы «Извозчик Геншель» (1899 г.) послужил извозчик Краузе, живший во флигеле «Короны»

Пребывание в столице Пруссии оказало большое влияние на Гауптмана. Здесь он сближается с немецкими писателями-натуралистами и в это же время начинает писать сам.

Афиша первой постановки пьесы Г. Гауптмана «Перед восходом солнца»
Афиша первой постановки пьесы Г. Гауптмана «Перед восходом солнца»

20 октября 1889 г. состоялась премьера драмы Гауптмана «Перед восходом солнца». Она произвела настоящий театральный скандал невиданного масштаба. Поразили, во-первых, язык пьесы (введение диалекта в литературное произведение было тогда новаторством), а во-вторых, затронутые в ней социальные проблемы.

К числу наиболее сильных своих театральных впечатлений Гауптман относил спектакли по драмам «Нора» Г. Ибсена и «Власть тьмы» Л. Н. Толстого в берлинском Немецком театре. По собственному признанию Гауптмана, его пьеса «Перед восходом солнца» написана под влиянием «Власти тьмы»

Главный герой Альфред Лот, социалист по убеждениям, приезжает в горняцкий посёлок, чтобы изучить на месте условия работы углекопов. Случайно он попадает в семью своего бывшего друга и единомышленника Гофмана. Когда-то они вместе собирались создать социалистическую коммуну в Америке, прообраз идеального государства. Теперь Гофман отказался от прежних идеалов. Подкупом и обманом он приобрёл несколько шахт в этом посёлке и крайне неодобрительно относится к приезду состоящего под надзором полиции Лота, который к тому же хочет опубликовать правду о жизни шахтёров.

В соответствии с теорией натуралистов о влиянии на человека наследственности и среды, главную причину физического вырождения и нищеты Лот видит в пьянстве. Сам он не пьёт спиртного, потому что хочет «дать здоровое потомство» и таким образом способствовать оздоровлению человеческого рода. Повсюду Лот находит подтверждение своим идеям. Горняки в посёлке, жена и тесть Гофмана — алкоголики. На этом фоне выделяется сестра жены Гофмана Елена, умная и чистая девушка, задыхающаяся в тяжёлой атмосфере пьянства и стяжательства. Они с Альфредом влюбляются друг в друга, начинают строить планы будущей жизни. Но случайно Лот узнаёт, что её отец — тот потерявший человеческий облик пьяница, которого он встретил в местном трактире, только приехав в деревню. Не в силах изменить собственным убеждениям, Лот бросает Елену и уезжает, оставив объясняющее его поступок письмо.

К. Кольвиц. Штурм. Рисунок по пьесе Г. Гауптмана «Ткачи 1897 г.
К. Кольвиц. Штурм. Рисунок по пьесе Г. Гауптмана «Ткачи 1897 г.

После выхода пьесы «Перед восходом солнца» Гауптмана стали называть родоначальником немецкого натурализма. И он подтвердил эту репутацию своей знаменитой драмой «Ткачи» (1892 г.). Для сбора материала писатель отправился в район восстания силезских ткачей, в котором принимал участие его дед. Из-за политической направленности в Берлине пьеса была запрещена. Её поставили в Париже, и она оказалась первой немецкой пьесой, появившейся на французской сцене после Франко-прусской войны 1870—1871 гг.

Но художественные ориентиры Гауптмана постепенно менялись. Драму «Потонувший колокол» (1897 г.) принято называть неоромантической. В основе её конфликта — борьба двух начал в человеке: христианского и языческого. Главный герой Гейнрих — колокольный литейщик. Когда он поднимает свой последний колокол в горную церковь, повозка срывается в пропасть и герой попадает в сказочный мир эльфов, фавнов и лесных человечков. Раутенделейн — существо из рода эльфов, наполовину девушка, наполовину ребёнок, спасает его от смерти. Они влюбляются друг в друга, но за мастером приходят жители его деревни — пастор, цирюльник и школьный учитель, чтобы вызволить его из волшебного мира, ведь в их понимании это мир дьявола и нечистой силы. Гейнриха возвращают домой, к жене Магде, но он мечтает о просторе сказочного мира, смерть ему более желанна, чем жизнь:

...Напиток жизни пламенно горячий,
Порой он горек был, порою сладок,
Но крепким был всегда, когда я пил,

Я говорю, теперь он стал бы слабым,
Лишённым вкуса, выдохшимся, кислым,
Холодным. Если кто желает, пей.
(Здесь и далее перевод К. Д. Бальмонта.)

Иллюстрация к пьесе Г. Гауптмана «Потонувший колокол»
Иллюстрация к пьесе Г. Гауптмана «Потонувший колокол»

Уйдя в горы к Раутенделейн, Гейнрих не оставляет стремления передать людям то, что он узнал, — свободу и силу сказочного мира. Он работает над постройкой храма новой — полухристианской, полуязыческой — религии, в которой люди обретут счастье. Однако полностью погрузиться в сказочный мир герой тоже не может. Ему слышится звон упавшего в горное озеро колокола — он зовёт Гейнриха назад, к простой человеческой жизни. Он возвращается в деревню и узнаёт, что Магда уже умерла. В конце пьесы, обессиленный, изгнанный односельчанами, Гейнрих умирает. И только в смерти достигает примирения двух начал в себе:

Умер мрак!
Лучами — звоном дышит вышина!
Восходит солнце... Солнце!.. Ночь длинна.

В ноябре 1912 г. Гауптман получает Нобелевскую премию. В 20-х гг. многие восторженные почитатели называют его «новым Гёте». В 1922 г. выходит собрание сочинений в 12 томах, а в 1928—1931 гг. драматург работает над пьесой «Перед заходом солнца», премьера которой состоялась в феврале 1932 г. Эта драма — одно из последних произведений Гауптмана, она подводит своеобразный итог всему его творчеству.

«Как Ибсен, он переживает сложную душевную эволюцию... его творчество есть постепенная поэтическая исповедь. Как и д’Аннунцио, он полон гипнотизирующего лиризма... Как Метерлинк, он полон мистицизма и соединяет глубину с наивностью...» К. Д. Бальмонт

Тайный советник Матиас Клаузен — крупный коммерсант и в то же время мыслитель, «статьи которого могли бы составить несколько томов», своего рода «идеальный человек», властно изменяющий жизнь вокруг себя, а не плывущий по течению. Но вот в конце жизни герой переносит несколько нравственных потрясений, заставляющих его по-новому оценить свою, казалось бы, такую удачную судьбу. Умирает горячо любимая жена, что приводит Клаузена на грань самоубийства, лишает его существование всякого смысла. Вот как он говорит об этом с другом молодости Гейгером: «Взгляни на эту шахматную доску, подарок моих редакторов...

Лучшего символа моей деятельности нельзя придумать. Вся моя жизнь была шахматной игрой, я играл с раннего утра до поздней ночи, даже во сне. Все эти слоны, кони, пешки... это живые существа, живые люди». Жизнь, полную забот, дел, событий, Клаузен называет шахматным адом, откуда мечтает вырваться. Его дети долго борются с «припадками» отца (так они воспринимают этот тяжёлый нравственный кризис), а через некоторое время узнают, что семидесятилетний Клаузен влюбился в молодую девушку Инкен Петерс, воспитательницу в детском саду, устроенном им в его загородном имении.

Дети не могут принять этой любви отца. Беттина, старшая дочь, расценивает её как предательство памяти матери, к которой она относится с почитанием, доходящим до экстаза. Паула Клотильда, жена старшего сына, и Кламрот, муж младшей дочери, управляющий предприятиями Клаузена, видят в Инкен опасную конкурентку — ведь ей может достаться всё огромное состояние отца. Оскорблённый в лучших чувствах, Клаузен прогоняет детей и собирается лишить их наследства. Он хочет уйти из этого мира, полного корысти, зависти и ханжества. Уже не впервые Клаузен задумывается о самоубийстве, но ради возлюбленной отказывается от подобной мысли.

Подстрекаемые Паулой Клотильдой и Кламротом, дети затевают дело о признании Матиаса Клаузена сумасшедшим и об установлении над ним опеки. Натура свободная, волевая, он не может перенести такого унижения. И когда действия наследников увенчались успехом, пусть даже частично (начинается экспертиза его умственных способностей), отец, не имея больше сил бороться, пытается сбежать. Загнанный преследователями, он прибегает в дом Инкен, где когда-то был так счастлив, и в состоянии помешательства кончает с собой.

Популярность Гауптмана среди современников была поистине огромна. Его пьесы переводились на множество языков, в том числе на русский, сразу после их выхода в Германии. Наравне с Г. Ибсеном, Г. д’Аннунцио и М. Метерлинком его считали основателем символистского театра.

В то же время социальные пьесы — «Ткачи» и «Перед восходом солнца» — пользовались большим успехом в кругу революционеров: они считались великолепным агитационным материалом. Вряд ли Гауптман искал такой славы, но несомненно, что в своей драматургии он сумел соединить самые разнородные тенденции тех лет — символистский мистицизм и интерес к язычеству, психологический реализм в описании «обычного человека» и острую социальную критику. «Главная сила Гауптмана заключается в том, что он влюблён в жизнь», — писал К. Д. Бальмонт; в этом он видел причину необычайного разнообразия творчества Гауптмана.




Поделиться ссылкой