Ханс Кристиан Андерсен (1805—1875)

Когда в 1835 г. увидели свет «Сказки, рассказанные детям», их автор, уже снискавший первый успех несколькими «взрослыми» сочинениями, и помыслить не мог, что именно сказки — столь несолидный, «несерьёзный» жанр — сделают его имя всемирно известным и любимым. Андерсен считал их всего лишь развлечением, «милыми пустяками», не имевшими особой литературной ценности. Тем более что в тот же самый год в продажу поступил первый роман писателя «Импровизатор» (уж куда «серьёзней»!).

Ханс Кристиан Андерсен
Ханс Кристиан Андерсен

Однако растущий как на дрожжах успех первых шести сказочных сборников заставил его поверить в своё истинное призвание.

Чем же так понравились первым читателям сказки Ханса Кристиана Андерсена, которые не имели поначалу даже оригинального сюжета?

«В одной деревне жили два человека; обоих звали Клаусами, но у одного было четыре лошади, а у другого только одна; так вот, чтобы различить их, и стали звать того, у которого было четыре лошади, Большим Клаусом, а того, у которого одна, Маленьким Клаусом. Послушаем-ка теперь, что с ними случилось; ведь это целая история!» — так начинается сказка «Маленький Клаус и Большой Клаус». Подобный сюжет можно встретить в фольклоре многих народов: жадного и завистливого крестьянина дурачит простодушный, но ловкий на поверку малый, способный любую беду обернуть себе во благо. Сюжет-то знакомый, но с каким юмором повествует Андерсен о приключениях Маленького Клауса! Причём юмор этот подчас прямо-таки водевильный, напоминающий пришедшие из XVIII в. комедии положений, а потому понятный не только детям, но и взрослым.

Титульный лист сборника сказок X. К. Андерсена. Издание 1855 г. Копенгаген
Титульный лист сборника сказок X. К. Андерсена. Издание 1855 г. Копенгаген

Так, хозяйка крестьянской усадьбы, куда забрёл Маленький Клаус, не пускает его переночевать, поскольку «мужа её нет дома, а без него она не может принимать гостей». Но тут же выясняется другая причина, более похожая на правду: место «гостя» уже занято другим — пономарём, которого хозяйка потчует в отсутствие мужа всевозможными яствами. А когда хозяин неожиданно возвращается, гость, как водится в водевилях, залезает в сундук. Объяснение же этому автор даёт весьма неожиданное, зато доступное всем без исключения — муж хоть и славился добрым нравом, «но у него была странная болезнь: он терпеть не мог пономарей». Вот, оказывается, почему пономарь пришёл в гости в тот момент, когда хозяина не было дома! Очень характерный для «универсального» стиля сказочника пример. Вообще все сказки и истории Андерсена отличает подобная многоплановость.

По выражению норвежского писателя Б. Бьёрнсона, первые сказки Андерсена хотя были короткими, «величиной с орех, но таили в себе целый мир». Этому немало способствовал и андерсеновский язык: за речью, то и дело обращаемой к маленькому читателю, угадывался ироничный образ самого рассказчика.

Вот как начинается «Соловей» из сборника «Новые сказки» (1844 г.): «В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все окружающие его — китайцы. Дело было давно, но потому-то и стоит о нём послушать, пока оно не забудется совсем!». В этой изящной, как китайская шкатулка, поэтичнейшей истории события перенесены в незапамятные времена, в далёкую восточную страну. Однако произойти они могли бы где и когда угодно. Ведь «действующие лица» в «Соловье», как и во всех других сказках Андерсена, — это человеческая чёрствость и глупость, честность и доброта, жадность и бескорыстие. Миру искусственному, а значит, ненастоящему, лживому противопоставлена природа, лишённая пестроты-позолоты, но зато такая живая и естественная!

Император узнаёт, что в его государстве есть удивительная певчая птица, но никто из придворных о ней слыхом не слыхивал. Только бедная девочка-кухарочка берётся показать, где живёт соловей. И это очень существенная для Андерсена деталь. В сказке «Новый наряд короля» (1837 г.) именно ребёнок, маленький мальчик, произносит знаменитую фразу о том, что король-то «совсем голый»! Дети ближе к природе, они воспринимают её непосредственно, и потому в сказках Андерсена так важно ещё одно противопоставление — мира детства миру взрослых. Этот последний частенько удостаивается беспощадной сатиры, причём для характеристики персонажа из «взрослого» мира писателю подчас достаточно одной меткой, остроумной детали-штриха.

Когда живого соловья объявили изгнанным за пределы государства, его место занимает искусственная птица, и величают её теперь не иначе как «императорского ночного столика первым певцом с левой стороны», ведь «император считал более важною именно ту сторону, на которой находится сердце, а сердце находится слева даже у императора».

«Андерсен был посредственным драматургом, средним поэтом, хорошим романистом и выдающимся автором путевых заметок. Но в сказках он достиг совершенства...» Бо Грёнбек, датский литературовед

В сказках и историях Андерсена (он не делал особого различия между «сказкой» и «историей») совсем немного действительно чудесных превращений, волшебства. Обыкновенная домашняя утварь, стоит ей попасться на глаза сказочнику, способна поведать о своей полной скорбей и радостей жизни. Вот рассказ о штопальной игле, которая «считала себя такой тонкой, что воображала, будто она швейная иголка». А вот история старого уличного фонаря, который много лет «честно нёс службу, но теперь его решили уволить»...

Е. Нарбут. Иллюстрация к сказке X. К. Андерсена «Соловей»
Е. Нарбут. Иллюстрация к сказке X. К. Андерсена «Соловей»

С годами Андерсен всё больше внимания уделяет в своих сказках взрослому читателю, в них прибавляется «реалистичности» и «серьёзности». Философски-религиозные поиски резко повлияли на тональность поздних историй Андерсена: они намного реже оканчиваются счастливо, ведь «в реальной жизни всё гораздо хуже».

Вплоть до самой смерти Андерсен не переставал писать и в других жанрах: помимо «Импровизатора» он создал такие романы, как «Только скрипач» (1837 г.), «Две баронессы» (1848 г.), отмеченные печатью романтизма, множество пьес, дневники путешествий. В 1847 и 1855 гг. сперва в Германии, затем в Дании вышли в свет мемуары писателя под названием «Сказка моей жизни», пользовавшиеся огромным успехом у современников. В них он поведал о том, как в 1819 г., скопив немного денег, отправился в столицу Дании — Копенгаген, о несостоявшейся карьере певца и актёра, о своих первых литературных опытах, о годах учёбы и бедственного полуголодного существования и о многом, многом другом.

Но ни одно из этих произведений не завоевало такой любви и славы, как его истории и сказки.




Поделиться ссылкой