Литература Италии

Литература Италии долгое время создавалась на латыни, которая успешно конкурировала с постепенно формировавшимся итальянским языком. Однако, несмотря на это, именно итальянский стал одним из первых литературных языков Западной Европы. В силу поразительной мелодичности языка большинство итальянских литературных шедевров создано в жанре поэзии.

Ж. Б. Викар. Вергилий читает «Энеиду»
Ж. Б. Викар. Вергилий читает «Энеиду»

Первым римским литературным произведением считается календарь, который в 304 г. до н. э. по инициативе Аппия Клавдия опубликовал курульный эдил Гней Флавий. Сам Аппий Клавдий является автором «Сентенций», сборника нравственных поучений, изложенных сатурнийским стихом. Но настоящая литература пришла в Древний Рим вместе с театром, а расцвет римской комедии напрямую связан с деятельностью Тита Макция Плавта. В молодости он приехал в Рим из Умбрии и некоторое время работал актером. Затем, набравшись опыта, Плавт начал перерабатывать для римской публики эллинистические комедии, главным образом Менандра. Не все римляне радостно принимали греческие новшества. Самым непримиримым противником греческой культуры был сенатор Марк Порций Катон Старший. Он считал, что рост индивидуализма и привычка к роскоши подрывают традиционные римские добродетели. Полностью сохранилась только одна его книга - «О сельском хозяйстве», в которой Катон нарисовал образ рачительного хозяина.

В эпоху ранней Империи литературная жизнь Рима расцвела в кружке, который образовался вокруг богатого всадника этрусского происхождения Гая Цильния Мецената, ближайшего друга Августа. Меценат сам занимался литературой и покровительствовал молодым поэтам, среди которых были Вергилий, Гораций и Проперций. Публий Вергилий Марон признан величайшим эпическим поэтом Рима. Вершиной его творчества стала эпическая поэма «Энеида». Первоначально поэт намеревался воспеть современность и славное правление Октавиана Августа, но затем изменил свой замысел и обратился к мифу о вожде троянцев Энее, который со своей дружиной бежал из сожженного греками родного города в Италию и утвердил свою власть над Лацием. В отличие от своего друга Вергилия Гораций был лирическим поэтом, продолжавшим традиции греческих мастеров этого жанра. Самим знаменитым его произведением является состоящий из четырех книг сборник «Оды», в которых поэт воспел любовь, дружбу, богов и правление Августа Октавиана. Младшим современником поэтов, входивших в кружок Мецената, был Публий Овидий Назон. Но, в отличие от них, он не был обласкан властью и закончил свои дни в далекой Дакии, сосланный туда по приказу принцепса за эротические стихи. Последним великим римским поэтом был Марк Анней Лукан, живший в эпоху императора Нерона.

Дж. Вазари. Шесть тосканских поэтов
Дж. Вазари. Шесть тосканских поэтов. На картине Вазари Данте Алигьери читает свои сонеты Гвидо Кавальканти, за их спинами слева направо стоят Марсилио Фичино, Кристофо Ландино, Джованни Боккаччо и Франческо Петрарка. Современник и друг Данте Кавальканти прославился как выдающийся поэт «нового сладостного стиля». Друг Фичино гуманист Кристофо Ландино комментировал Данте, Петрарку и писал стихи на латыни

Однако уже в начале I века н. э. поэзия перестала быть главным жанром римской литературы, уступив место прозе. Первый дошедший до нас римский роман - это «Сатирикон», произведение сенатора Гая Петрония, близкого друга Нерона и «арбитра изящества» при его дворе. Петроний написал свой роман как ироничную пародию на греческие образчики жанра. Но самым знаменитым римским романом без сомнения является «Метаморфозы, или Золотой осел» Луция Апулея, созданный во II веке н. э. Апулей родился в Африке, долгое время жил в Афинах и Риме, работая адвокатом, а также занимаясь философией и магией. Особое место в римской литературе эпохи расцвета империи занимает мастер сатирического диалога писатель и философ Лукиан, грек по происхождению, который родился в эллинистическом городе Самосаты в верховьях Евфрата. Лукиан получил хорошее образование и много путешествовал по Римской империи. До нас дошли около 80 принадлежащих ему сатирических рассказов, написанных на греческом языке.

В эпоху Средних веков и формирования итальянского языка некоторые произведения, главным образом религиозные, продолжали писаться на латыни, тогда как светская литература постепенно переходила на итальянский. Первым таким примером стала сицилийская поэтическая школа при дворе императора Фридриха II в Палермо. Святой Франциск Ассизский написал свой гимн Солнцу тоже на народном итальянском языке. Но настоящий расцвет итальянской литературы наступил в эпоху Возрождения, когда основой нового мировоззрения стал гуманизм, светское свободомыслие и индивидуализм, торжество человеческого разума.

Г. Макарт. Тассо читает стихи Элеоноре д’Эсте
Г. Макарт. Тассо читает стихи Элеоноре д’Эсте

Жизнь флорентийского поэта Данте Алигьери стала рубежом между Средневековьем и Возрождением. Он был выходцем из знатной дворянской семьи Алигьери, принадлежал к партии гвельфов, активно занимался политикой и в 1300 г. даже был избран приором. Однако во время переворота 1302 г. вместе с другими гвельфами Данте изгнали из Флоренции, и он остаток жизни провел в изгнании. Автор «Божественной комедии», созданной в 1307 - 1309 гг., отказался от латыни и на родном тосканском наречии воспел муки ада, чистилище и блаженство рая. Это произведение стало основой всей национальной итальянской литературы и литературного языка. В 1304 г. в семье флорентийского нотариуса родился сын - Франческо Петрарка, которому по силе литературного дарования суждено было стать в один ряд с гением Данте. Он много времени отдавал изучению латинской литературы, создал уникальное собрание классических римских текстов, равного которому не было. Написанные им философские трактаты свидетельствуют, что именно Франческо Петрарка был отцом итальянского гуманизма. Еще при жизни Петрарка был удостоен всех возможных почестей - Римский сенат и Парижский университет увенчали его золотым поэтическим венком, Венецианская республика объявила его самым великим поэтом современности, а германский император возвел его в графское достоинство. Как Петрарку, так и Боккаччо обессмертили произведения, написанные на их родном языке, но общеевропейскую известность у современников они получили благодаря своим латиноязычным книгам. Франческо Петрарку ценили как автора произведений о римской литературе и истории, а Боккаччо почитали не как создателя «Декамерона», а как человека, написавшего моралистические трактаты «О злосчастиях знаменитых мужей» и «О славных женщинах». Истинное значение их творчества было по достоинству оценено только потомками.

В середине XV века во Флоренции при дворе Медичи была создана Платоновская академия, где избранные мыслители изучали труды древних авторов. Руководителем Флорентийской академии был богослов Марсилио Фичино, который перевел на итальянский язык всего Платона, Плотина и Прокла. Филолог и философ Лоренцо Валла стал основателем сравнительного анализа, который он с одинаковым успехом применил и к трудам Тита Ливия, и к Новому Завету, что серьезно осложнило его отношения с папским престолом. Но наиболее спорным мыслителем эпохи Возрождения является флорентиец Никколо Макиавелли, который с 1498-го по 1512 г. занимал важный и ответственный пост секретаря Флорентийской республики. Будучи реальным политиком, он разработал философскую систему, полностью свободную от каких-либо моральных принципов. «Государь», написанный Макиавелли в 1532 г., стал учебником для многих политиков последующих столетий, на практике применивших советы итальянского философа.

Дж. Уотерхауз. Декамерон
Дж. Уотерхауз. Декамерон

В XVI столетии Италия дала миру двух великих поэтов - Ариосто и Тассо. Четверть века Лудовико Ариосто работал над своим самым крупным произведением - поэмой «Неистовый Роланд», и именно он ввел в оборот термин «гуманизм». Наиболее известным произведением Торквато Тассо является «Освобожденный Иерусалим». Оба поэта были признаны при жизни и удостоены великих почестей, однако психическое расстройство Тассо омрачило последние годы его жизни. XVII и XVIII века в Италии были эпохой развития музыки, поэтому наиболее выдающиеся литераторы трудились в качестве драматургов и даже либреттистов. Наиболее на этой ниве прославились римлянин Метастазио и венецианец Гольдони.

В XIX веке, пока французская, английская и другие национальные литературы украшались великими романами, в Италии продолжалось господство поэзии. Самый известный итальянский роман той эпохи, «Обрученные», был написан Алессандро Мадзони в 1827 г. Примерно в то же время творил самый известный итальянский поэт-романтик той эпохи Джакомо Леопарди. Нашему читателю этот период в истории итальянской литературы известен по роману «Спартак» Рафаэлло Джованьоли и повести «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди.

М. Селье. Чествование Петрарки
М. Селье. Чествование Петрарки

В 1906 г. поэт Джозуэ Кардуччи получил Нобелевскую премию по литературе, спустя 20 лет вторым итальянским нобелиатом стала поэтесса Грация Делледа, в 1936 г. Нобелевской премии был удостоен драматург Луиджи Пиранделло, автор знаменитой пьесы «Шесть персонажей в поисках автора». А в самой Италии был очень популярен поэт и писатель Габриеле Д'Аннунцио, связавший свою жизнь с фашистской партией.

Во второй половине прошлого века лавры мирового признания по-прежнему отдавали итальянской поэзии и драматургии: все три послевоенных нобелиата - Сальваторе Квазимодо, Эудженио Монтале и Дарио Фо были либо поэтами, либо драматургами; однако на сцену все увереннее выходит итальянский роман, который довольно быстро завоевал симпатии читателей по всему миру, в том числе и благодаря итальянскому кинематографу. В 1958 г. сицилийский аристократ Томази ди Лампедуза издал один из самых знаменитых романов XX века - «Леопард». Трижды номинировался на Нобелевскую премию флорентийский романист, выдающийся представитель итальянского неореализма Васко Пратолини, огромный вклад в развитие современной итальянской прозы внес римлянин Альберто Моравиа. Но, несомненно, самый популярным итальянским писателем-романистом стал Умберто Эко.

Я. Амигони. Метастазио среди друзей
Я. Амигони. Метастазио среди друзей



Поделиться ссылкой