Новалис (1772—1801)

Знатный немецкий дворянин Фридрих фон Гарденберг не случайно выбрал себе псевдоним Новалис, производный от de novali, что на латыни означает «возделывающий новь». Он считал себя и своих товарищей, йенских романтиков, первооткрывателями новых путей — и не только в искусстве: они мечтали перестроить саму жизнь. В поэтическом словаре Новалиса рядом со словом «новь» стоят «первозданность», «девственность», «изначальность». Именно в изначальное, в глубь времён был нацелен взгляд Новалиса — поэта, прозаика, философа, мистика и... горного мастера, рудокопа. В эту глубь Новалис вглядывался для того, чтобы найти там пророчество о будущем.

Новалис
Новалис

«Он пел о начале мира, о происхождении звёзд, растений, животных и людей, о всемогущем взаимовлечении всех вещей в природе, о древнем золотом веке и о властительницах его — любви и поэзии, о возникновении ненависти и варварства и об их распрях с этими добрыми богинями и, наконец, о грядущем торжестве последних, о конце печали, обновлении природы и возвращении золотого века навсегда». Эти слова из сказки о старом короле — правителе Атлантиды, покровителе поэтов, его прекрасной дочери и её возлюбленном вполне можно отнести ко всему творчеству Новалиса. Сказка включена в третью главу романа «Генрих фон Офтердинген» — главного сочинения Новалиса.

После самого драматичного события в жизни Новалиса — смерти пятнадцатилетней невесты — он всё чаще думает о нераздельности жизни и смерти, о способах преодоления грани-цы между видимым и невидимым мирами. Переживания, связанные со смертью Софии, вызвали к жизни «Гимны к ночи» (1800 г.) — один из шедевров немецкой романтической лирики

Это произведение можно назвать романом только в том смысле слова, какой вкладывали в него сами романтики: свободно скомпанованный, всеобъемлющий, открытый в бесконечное текст, «книга жизни». Действие романа условно отнесено автором к XII—XIII столетиям, когда жили поэты-миннезингеры Генрих фон Офтердинген и Клингсор. Впрочем, Новалису нужно не реальное историческое Средневековье: в творчестве немецких миннезингеров, провансальских трубадуров, Данте и других поэтов «высокого» Средневековья «возделыватель нови» прозревал начало Нового времени.

Ф. О. Рунге. Лилия света. 1809 г.
Ф. О. Рунге. Лилия света. 1809 г.

Сказки, сны, разговоры-диспуты героев, песни (едва ли не каждый из основных персонажей романа, включая героев «вставных» историй, имеет свою «сольную» партию), лирические описания природы, трактат-похвала рудному делу (он занимает почти всю пятую главу) объединены условной фабулой романа воспитания. Этот жанр к концу XVHI в. прочно утвердился на немецкой почве. Его классикой стал «Вильгельм Мейстер» И. В. Гёте. Роман Новалиса — и продолжение традиции, и одновременно спор с великим предшественником. В «Генрихе фон Офтердингене» повествуется о том, как сын плотника Генрих искал своё призвание. Оно в том, чтобы постичь не только «науку» поэзии, поэтическое ремесло, которым по средневековому обычаю овладевали в доме Наставника-учителя, но и своё высшее, мистическое назначение.

Роман «Генрих фон Офтердинген» опубликован другом Новалиса Людвигом Тиком в 1802 г., уже после смерти автора. Новалис работал над романом последние два года своей недол-гой жизни и успел написать только первую его часть (девять глав) и самое начало второй

Это назначение сравнимо с миссией Иисуса Христа (тоже сына плотника): Генриху предстоит остановить течение времени, преобразовать, «воспитать» саму Природу так, чтобы она перестала быть дикой «пожирательницей» человеческих жизней, воскресить всех мёртвых и вернуть на «новую» землю золотой век. Практические «магические» деяния Генриха должны были стать темой второй, ненаписанной части романа. Но читателю известно, о чём пойдёт в ней речь.

Внешне простое, текущее от главы к главе по ходу путешествия героя и его матери повествование в «Генрихе фон Офтердингене» основано на принципе предварения: всё, что произойдёт с героями, предсказано заранее — в их снах, в сказках, в магической книге. Роман начинается сном Генриха, в котором он, уже прожив бурную, пёструю жизнь, пройдя сквозь тёмный лес, проникает в пещеру, вырубленную в горах, и затем выходит на луг, к ручью, где растёт голубой цветок. В венчике цветка Генрих видит лицо своей будущей невесты — Матильды, дочери Клингсора. Голубой цветок — символ Божественной Любви и Вечной Женственности, воплощение идеала, к которому устремлена душа поэта. Сотканный из отголосков средневекового «Романа о Розе», «Божественной комедии» Данте и рыцарских романов, миф о голубом цветке стал своего рода эмблемой немецкого романтизма.

В «Генрихе фон Офтердингене» в роли учителя выступает поэт Клингсор, живущий в Аугсбурге. Туда направляются Генрих и его мать. В пути им встречаются купцы, с которыми они ведут возвышенные беседы о природе и о существе поэзии, возвращающиеся из похода крестоносцы, старый рудокоп. Он показывает им пещеру в глубине горы, где проводит остаток своих дней граф фон Гогенцоллерн. В магической книге, хранящейся у графа-отшельника, Генрих видит всю свою прожитую и будущую жизнь, изображённую на картинках и записанную тайными письменами. Позднее колумбийский писатель Г. Гарсиа Маркес использует тот же сюжетный ход в романе «Сто лет одиночества»

Помимо «Генриха фон Офтердингена» перу Новалиса-прозаика принадлежит также незаконченная повесть «Ученики в Саисе» (1798—1799 гг.; издана в 1802 г.). Это, по сути, такая же «повесть», как «Офтердинген» — «роман». Её текст представляет собой сплетение голосов, принадлежащих последователям некоего Учителя. Из этого хора возникает смутная, очень условная фабула повести. Ученики собираются в Саисе — городе в Древнем Египте. Их жизнь возле Учителя — приготовление к обряду посвящения, после которого путь одних лежит на Восток, к истокам земной мудрости, других — к родительскому очагу. Учитель приуготовляет учеников и к духовной, и к практической деятельности.

«Ученики в Саисе» — не только «поэма» о природе, это и трактат о воспитании. Саис предстаёт идеальной школой человечности, где всё обучение протекает на лоне природы в свободном общении учеников и Учителя, который ничего не вещает им с кафедры и никак формально не возвышается над ними. Сама его жизнь, его занятия и его речи — предмет подражания и осмысления.

«Наверное, никто не отклоняется так далеко от цели, как тот, кто воображает себя уже знающим необычайное царство и умеющим в немногих словах изложить его устройство и найти везде верный путь. Никому, кто отъединился и сделался как бы островом, не даётся само собой понимание... Долгое непрестанное общение, свободное и искусное созерцание, чуткость к тихим знакам и приметам, внутренняя поэтическая жизнь, развитые чувства, простая и благочестивая душа — вот что по существу требуется от настоящего друга природы...» Новалис



Поделиться ссылкой