Амандина Люси Аврора Дюпен, в замужестве баронесса Дюдеван, известна всему миру под литературным псевдонимом Жорж Санд (или Жорж Занд).
Отец Авроры, офицер наполеоновской армии, рано погиб, неудачно упав с лошади. С четырёхлетнего возраста будущая писательница воспитывалась в имении бабушки в Ноане, где была великолепная библиотека. К своему совершеннолетию Аврора прочла её почти всю, за исключением Вольтера — она дала обещание бабушке не читать его до тридцати лет.
Поначалу жизнь Авроры протекала весьма типично для девушки её эпохи. В восемнадцать лет она вышла замуж за барона Дюдевана, родила двоих детей. Однако семья не сложилась — Аврора и её муж оказались слишком разными людьми. Барон Дюдеван был не в состоянии оценить ум и блестящие способности жены, и в 1829 г. она уехала в Париж, где стала сотрудничать в газете «Фигаро». Вскоре Аврора познакомилась со своим земляком, литератором Жюлем Сандо, и в соавторстве (но под его именем) они написали роман «Роз и Бланш» (1831 г.) в модном для того времени стиле «неистового романтизма». Роман имел большой успех, и издатель предложил им продолжить сотрудничество. Следующий роман, «Индиана» (1832 г.), Аврора написала самостоятельно. Однако издатель настаивал на сохранении уже получившего известность имени автора, да и то, что роман написан женщиной, могло быть воспринято как вызов общественной морали. Поэтому молодая писательница взяла себе мужской литературный псевдоним: Жорж Санд.
Роман «Индиана», который Санд охарактеризовала как «роман нравов», принёс ей огромную популярность, ибо в нём впервые был поставлен «женский вопрос». В предисловии к роману Санд отметила: «Я писала „Индиану11 с неосознанным, правда, но с глубоким и справедливым возмущением против варварских и неправедных законов, подавляющих жизнь женщины в браке, семье и обществе». Впоследствии Санд не раз возвращалась к этой теме.
«Индиана» — роман не только о том, «что есть», но и о том, «как должно быть». Эпоха и царящие в ней нравы показаны в романе весьма достоверно, а вот противостоящие «духу времени» положительные Индиана и Ральф, пытающиеся строить свою жизнь, опираясь на собственные нравственные понятия, изображены гораздо менее убедительно, чем отрицательный герой Реймон.
«Мне просто захотелось показать, что себялюбцы порою становятся жертвой собственного эгоизма, а люди самоотверженные не всегда несчастны». Ж. Санд. Предисловие к роману «Орас»
В той же манере, что и «Индиана», написаны романы «Валентина» (1832 г.), «Лелия» (1833 г.) и «Жак» (1834 г.).
В апреле 1834 г. в Лионе и Париже произошло восстание республиканцев против монархии, окончившееся неудачей. Руководители повстанцев были преданы суду. Санд с большим вниманием следила за громким судебным процессом. Тогда в её мировоззрении и совершается переворот. Писательницу увлекла доктрина «христианского социализма» популярных в то время во Франции философов, выступавших против неравенства людей и частной собственности и призывавших бороться за осуществление христианских идеалов уже в этой, земной, жизни. «Не к чему возноситься над окружающими и презирать обыденные условия жизни. Не к чему искать одиночества, бежать в пустыни и жаждать освежающих грёз. Наши жалобы — пустословие и богохульство», — считает теперь Санд и призывает воспринимать человека как частицу человечества, видеть причину зла не в природе, а в дурно организованном обществе и искать вокруг себя «простые души и честные умы».
«Орас — главный виновник бедствий, обрушившихся на Европу в последнее время. Он увлёк своими фразами массы так, как увлёк Марту в романе, — для того, чтоб предать их при первой же возможности». А. И. Герцен
Однако Жорж Санд интересовали не только положительные герои, её привлекала и задача «верно изобразить весьма распространённый в наши дни тип молодого человека» — так она писала в предисловии к роману «Орас» (1841 — 1842 гг.). Орас, который «даже во сне, даже без свидетелей и без зеркала старался принимать благородную позу», — образ не сатирический, а скорее трагикомический.
Считается, что прообразом певицы Консуэло (исп. «Утешение»), обладавшей необыкновенным голосом, была Полина Виардо, близкий друг И. С. Тургенева и самой писательницы
Отец Ораса, бедный провинциальный чиновник, идёт на огромные жертвы, дабы его сын стал юристом в Париже. Самого же Ораса не очень заботят жертвы семьи, он полон радужных надежд и «благородных» устремлений, не подкреплённых, однако, никакими усилиями с его стороны. Орас много и прекрасно говорит, но ничего не делает. В романе ему противопоставлен сын провинциального ремесленника Поль Арсен, талантливый художник, прошедший через сражения на баррикадах, готовый ради своих бедствующих сестёр бросить учёбу в художественной мастерской и пойти работать официантом. Оба они любят девушку Марту. Благодаря яркой внешности и завораживающим речам Орас добивается её благосклонности, но, столкнувшись с жизненными трудностями, отказывается от Марты, и её спасает Поль. В конце романа Поль и Марта посвящают себя искусству и помогают нуждающимся, а Орас бросает занятия литературой и становится адвокатом, единственная забота которого — увеличение доходов. Образ Ораса имел немалый резонанс в критике. Санд писала, что у неё даже появилось огромное количество врагов — совершенно незнакомых ей людей, узнавших себя в Орасе.
В самом знаменитом романе Жорж Санд — дилогии «Консуэло» (1842— 1843 гг.) и «Графиня Рудольштадт» (1843—1844 гг.) — действие разворачивается в середине XVIII в. Перед читателем проходит вся история жизни Консуэло, начиная с нищего детства в Италии и занятий в музыкальной школе композитора Порпоры. Театральная карьера оперной певицы, первая любовь к давнему другу, эгоистичному певцу Андзолетто, закончившаяся разрывом и бегством в Австрию, в замок чешских графов Рудольштадт, любовь к сыну графа Альберту, который жаждет искупить преступления своих предков, участвовавших в казни Яна Гуса и подавлении восстания собственного народа, замужество — всё это, по замыслу автора, иллюстрирует главную мысль: искусство предназначено соединять земную жизнь человека с божественной гармонией. Поэтому его служители должны добиваться чистоты собственной души, а жажда славы, богатства, почестей неизбежно приводит к фальши и в искусстве.
Во второй книге дилогии жизнь Консуэло, уже графини Рудольштадт, связана с двором прусского короля Фридриха II. «Король-философ» предстаёт в романе лицемерным и лживым, для укрепления своей власти он пытается духовно подчинить себе ярких и интересных людей. В конце концов Консуэло, бежавшая из прусской тюрьмы, попадает в таинственный замок Невидимых, где скрывается вольнолюбивое братство, поклоняющееся Чаше святого Грааля. Члены братства хотят обновить мир, взяв за основу истинно справедливые и гуманные принципы, заимствованные у мудрецов древности. Это могущественная организация, агенты которой рассеяны по всей Европе, и рано или поздно она должна совершить всеевропейскую революцию. Мистический оттенок роману придают и встреча Консуэло с Альбертом, якобы умершим от странной болезни, и воскрешение матери Альберта, Ванды. Пройдя трудные испытания, Консуэло посвящается в члены братства и берёт на себя обязательства участвовать во всех его начинаниях.
Н. В. Гоголь писал, что Ж. Санд «в немного лет произвела сильнее измененье в нравах, чем все писатели, заботившиеся о развращении людей»
За свою жизнь Жорж Санд, благодаря невероятному, потрясавшему всех знавших её коллег трудолюбию, написала более ста романов. Она была очень популярна во Франции, но с особым пиететом к ней относились в России, где на её романах выросло не одно поколение. Книги Санд внимательно читали, с ней спорили или соглашались А. И. Герцен и В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь и М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. В статье на смерть Жорж Санд Достоевский писал, что по ней должны носить траур все женщины мира, ибо «умерла одна из самых высших и прекрасных их представительниц и, кроме того, женщина почти небывалая по силе ума и таланта — имя, ставшее историческим, имя, которому не суждено забыться и исчезнуть среди европейского человечества».