Жорж Санд (1804—1876)

Амандина Люси Аврора Дюпен, в замужестве баронесса Дюдеван, известна всему миру под литературным псевдонимом Жорж Санд (или Жорж Занд).

Жорж Санд
Жорж Санд

Отец Авроры, офицер наполеоновской армии, рано погиб, неудачно упав с лошади. С четырёхлетнего возраста будущая писательница воспитывалась в имении бабушки в Ноане, где была великолепная библиотека. К своему совершеннолетию Аврора прочла её почти всю, за исключением Вольтера — она дала обещание бабушке не читать его до тридцати лет.

Поначалу жизнь Авроры протекала весьма типично для девушки её эпохи. В восемнадцать лет она вышла замуж за барона Дюдевана, родила двоих детей. Однако семья не сложилась — Аврора и её муж оказались слишком разными людьми. Барон Дюдеван был не в состоянии оценить ум и блестящие способности жены, и в 1829 г. она уехала в Париж, где стала сотрудничать в газете «Фигаро». Вскоре Аврора познакомилась со своим земляком, литератором Жюлем Сандо, и в соавторстве (но под его именем) они написали роман «Роз и Бланш» (1831 г.) в модном для того времени стиле «неистового романтизма». Роман имел большой успех, и издатель предложил им продолжить сотрудничество. Следующий роман, «Индиана» (1832 г.), Аврора написала самостоятельно. Однако издатель настаивал на сохранении уже получившего известность имени автора, да и то, что роман написан женщиной, могло быть воспринято как вызов общественной морали. Поэтому молодая писательница взяла себе мужской литературный псевдоним: Жорж Санд.

Титульный лист романа Ж. Санд «Лелия». Издание 1833 г. Париж
Титульный лист романа Ж. Санд «Лелия». Издание 1833 г. Париж

Роман «Индиана», который Санд охарактеризовала как «роман нравов», принёс ей огромную популярность, ибо в нём впервые был поставлен «женский вопрос». В предисловии к роману Санд отметила: «Я писала „Индиану11 с неосознанным, правда, но с глубоким и справедливым возмущением против варварских и неправедных законов, подавляющих жизнь женщины в браке, семье и обществе». Впоследствии Санд не раз возвращалась к этой теме.

«Индиана» — роман не только о том, «что есть», но и о том, «как должно быть». Эпоха и царящие в ней нравы показаны в романе весьма достоверно, а вот противостоящие «духу времени» положительные Индиана и Ральф, пытающиеся строить свою жизнь, опираясь на собственные нравственные понятия, изображены гораздо менее убедительно, чем отрицательный герой Реймон.

«Мне просто захотелось показать, что себялюбцы порою становятся жертвой собственного эгоизма, а люди самоотверженные не всегда несчастны». Ж. Санд. Предисловие к роману «Орас»

В той же манере, что и «Индиана», написаны романы «Валентина» (1832 г.), «Лелия» (1833 г.) и «Жак» (1834 г.).

В апреле 1834 г. в Лионе и Париже произошло восстание республиканцев против монархии, окончившееся неудачей. Руководители повстанцев были преданы суду. Санд с большим вниманием следила за громким судебным процессом. Тогда в её мировоззрении и совершается переворот. Писательницу увлекла доктрина «христианского социализма» популярных в то время во Франции философов, выступавших против неравенства людей и частной собственности и призывавших бороться за осуществление христианских идеалов уже в этой, земной, жизни. «Не к чему возноситься над окружающими и презирать обыденные условия жизни. Не к чему искать одиночества, бежать в пустыни и жаждать освежающих грёз. Наши жалобы — пустословие и богохульство», — считает теперь Санд и призывает воспринимать человека как частицу человечества, видеть причину зла не в природе, а в дурно организованном обществе и искать вокруг себя «простые души и честные умы».

«Орас — главный виновник бедствий, обрушившихся на Европу в последнее время. Он увлёк своими фразами массы так, как увлёк Марту в романе, — для того, чтоб предать их при первой же возможности». А. И. Герцен

Однако Жорж Санд интересовали не только положительные герои, её привлекала и задача «верно изобразить весьма распространённый в наши дни тип молодого человека» — так она писала в предисловии к роману «Орас» (1841 — 1842 гг.). Орас, который «даже во сне, даже без свидетелей и без зеркала старался принимать благородную позу», — образ не сатирический, а скорее трагикомический.

Считается, что прообразом певицы Консуэло (исп. «Утешение»), обладавшей необыкновенным голосом, была Полина Виардо, близкий друг И. С. Тургенева и самой писательницы

Отец Ораса, бедный провинциальный чиновник, идёт на огромные жертвы, дабы его сын стал юристом в Париже. Самого же Ораса не очень заботят жертвы семьи, он полон радужных надежд и «благородных» устремлений, не подкреплённых, однако, никакими усилиями с его стороны. Орас много и прекрасно говорит, но ничего не делает. В романе ему противопоставлен сын провинциального ремесленника Поль Арсен, талантливый художник, прошедший через сражения на баррикадах, готовый ради своих бедствующих сестёр бросить учёбу в художественной мастерской и пойти работать официантом. Оба они любят девушку Марту. Благодаря яркой внешности и завораживающим речам Орас добивается её благосклонности, но, столкнувшись с жизненными трудностями, отказывается от Марты, и её спасает Поль. В конце романа Поль и Марта посвящают себя искусству и помогают нуждающимся, а Орас бросает занятия литературой и становится адвокатом, единственная забота которого — увеличение доходов. Образ Ораса имел немалый резонанс в критике. Санд писала, что у неё даже появилось огромное количество врагов — совершенно незнакомых ей людей, узнавших себя в Орасе.

Уединение. Гравюра. 1794 г.
Уединение. Гравюра. 1794 г.

В самом знаменитом романе Жорж Санд — дилогии «Консуэло» (1842— 1843 гг.) и «Графиня Рудольштадт» (1843—1844 гг.) — действие разворачивается в середине XVIII в. Перед читателем проходит вся история жизни Консуэло, начиная с нищего детства в Италии и занятий в музыкальной школе композитора Порпоры. Театральная карьера оперной певицы, первая любовь к давнему другу, эгоистичному певцу Андзолетто, закончившаяся разрывом и бегством в Австрию, в замок чешских графов Рудольштадт, любовь к сыну графа Альберту, который жаждет искупить преступления своих предков, участвовавших в казни Яна Гуса и подавлении восстания собственного народа, замужество — всё это, по замыслу автора, иллюстрирует главную мысль: искусство предназначено соединять земную жизнь человека с божественной гармонией. Поэтому его служители должны добиваться чистоты собственной души, а жажда славы, богатства, почестей неизбежно приводит к фальши и в искусстве.

Во второй книге дилогии жизнь Консуэло, уже графини Рудольштадт, связана с двором прусского короля Фридриха II. «Король-философ» предстаёт в романе лицемерным и лживым, для укрепления своей власти он пытается духовно подчинить себе ярких и интересных людей. В конце концов Консуэло, бежавшая из прусской тюрьмы, попадает в таинственный замок Невидимых, где скрывается вольнолюбивое братство, поклоняющееся Чаше святого Грааля. Члены братства хотят обновить мир, взяв за основу истинно справедливые и гуманные принципы, заимствованные у мудрецов древности. Это могущественная организация, агенты которой рассеяны по всей Европе, и рано или поздно она должна совершить всеевропейскую революцию. Мистический оттенок роману придают и встреча Консуэло с Альбертом, якобы умершим от странной болезни, и воскрешение матери Альберта, Ванды. Пройдя трудные испытания, Консуэло посвящается в члены братства и берёт на себя обязательства участвовать во всех его начинаниях.

Н. В. Гоголь писал, что Ж. Санд «в немного лет произвела сильнее измененье в нравах, чем все писатели, заботившиеся о развращении людей»

За свою жизнь Жорж Санд, благодаря невероятному, потрясавшему всех знавших её коллег трудолюбию, написала более ста романов. Она была очень популярна во Франции, но с особым пиететом к ней относились в России, где на её романах выросло не одно поколение. Книги Санд внимательно читали, с ней спорили или соглашались А. И. Герцен и В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь и М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. В статье на смерть Жорж Санд Достоевский писал, что по ней должны носить траур все женщины мира, ибо «умерла одна из самых высших и прекрасных их представительниц и, кроме того, женщина почти небывалая по силе ума и таланта — имя, ставшее историческим, имя, которому не суждено забыться и исчезнуть среди европейского человечества».




Поделиться ссылкой