Жоржи Амаду (родился в 1912 г.)

Весельчак, любитель женщин, революционер и замечательный писатель Жоржи Амаду родился в бразильском штате Байя. Он прожил бурную жизнь: много лет был активистом бразильской компартии, попадал в тюрьму, несколько раз эмигрировал, принимал участие в движении в защиту мира, был выслан из Франции, в сталинскую эпоху чудом уцелел в коммунистической Чехословакии. Но почти всё, о чём он писал, связано с родиной — прежде всего с городом Байя (ныне Салвадор), где причудливо смешались разные цвета кожи, верования, обычаи, богатство и бедность, негритянские пляски и величие католических храмов.

Жоржи Амаду
Жоржи Амаду

Первые романы Амаду, созданные в 30-х гг. («Какао», «Пот», «Жубиаба»), были выдержаны в реалистической манере — сказывалось влияние его любимых советских писателей, таких, как А. А. Фадеев, А. С. Серафимович, М. А Шолохов, Ф. В. Гладков. Его политические пристрастия ярко проявились в симпатиях к угнетённым — батракам, рабочим, людям с чёрным цветом кожи. Однако уже в книге «Мёртвое море» (1936 г.) можно увидеть новые черты. Герои романа — баиянские рыбаки, ведущие ежедневную, невыносимо тяжёлую борьбу за существование. Автор подробно, с огромным сочувствием описывает нищую жизнь и тяжкий труд храброго рыбака Гумы и его друзей, сострадает несчастной Ливии, постоянно с ужасом ожидающей неизбежной гибели своего мужа. В то же время на страницах «Мёртвого моря» жизнь обитателей жалких рыбацких лачуг впервые представлена поэтичной и красивой: в ней неизменно присутствуют музыка, любовь, море. Эти люди бедны и обречены на гибель в волнах, но они горды и свободны. Одна из полноправных героинь романа — морская богиня Иеманжи, грозная и ласковая повелительница моряков. Так Амаду начал писать о верованиях баиянцев, которые долгое время воспринимались высшими слоями бразильского общества лишь как жалкие негритянские предрассудки.

Амаду утверждал в своих воспоминаниях, что пишет не на португальском языке, а на «чудесном афро-бразильском наречии — по-баиянски»

В следующем своём романе — «Капитаны песка» (1937 г.) — писатель, казалось бы, вновь возвращается к строгому реалистическому повествованию. Судьба несчастных беспризорников, обитателей пакгауза на баиянском пляже, возглавляемых бесстрашным атаманом Педро Пулей, описана без прикрас, со всеми печальными подробностями. И всё же поэтический взгляд на мир проявился и в этой книге — «оборванные, грязные, голодные мальчишки, сыпавшие отборной бранью, смолившие подобранные на тротуарах окурки, были истинными хозяевами города и его поэтами: они знали его в совершенстве, они любили его всем сердцем». Бездомные дети мечтают о семье, домашнем уюте, материнской заботе, но ценят выше всего свободу и дружбу. Именно это поддерживает их, не даёт опуститься на дно. Повзрослев, один из «капитанов песка» становится знаменитым художником, другой, хоть и превращается в бандита, но, конечно же, тоже знаменитого и вызывающего народное восхищение, а Педро Пуля вырастает революционером.

Иллюстрация к роману Ж. Амалу «Мёртвое море»
Иллюстрация к роману Ж. Амалу «Мёртвое море»
Иллюстрация к роману Ж. Амалу «Мёртвое море»
Иллюстрация к роману Ж. Амалу «Мёртвое море»

Следующие два десятилетия для Амаду были наполнены прежде всего напряжённой политической борьбой. Только в 50-х гг. писатель смог спокойно вернуться в Бразилию. Жестокие политические репрессии начала 50-х гг. в Чехословакии, осуждение Сталина в 1956 г. на XX съезде КПСС и, наконец, поездка в 1957 г. в коммунистический Китай произвели на него сильнейшее впечатление. Амаду, преданный коммунист, автор «Песни о советской земле», в течение многих лет восторгавшийся достижениями Советского Союза, сумел переосмыслить свою жизнь и понять, как он напишет позднее в своих воспоминаниях, что коммунистическая идея «привела не к свободе и счастью, а к тирании».

Роман «Капитаны песка» получил в России огромную известность благодаря фильму Холла Бартлетта «Генералы песчаных карьеров»

Амаду по-прежнему на стороне бедных и угнетённых, но его поздние романы уже не имеют яркого политического «привкуса». Зато поэтическая стихия начиная с 60-х гг. буквально захлёстывает произведения писателя. Превосходство вымысла над скучной мещанской реальностью воспето в книге «Старые моряки, или Чистая правда о сомнительных приключениях капитана дальнего плавания Васко Москозо де Араган» (1961 г.). Её герой — зажиточный шалопай и бездельник Васко — получает диплом капитана не имея, разумеется, никакого представления об управлении кораблём. В течение многих лет он потчует соседей историями о своих удивительных морских приключениях. Поскольку ему не очень-то верят, Васко специально перебирается в пригород, где его прошлое никому не известно, и сразу же становится местной знаменитостью — человеком, на чью долю выпали потрясающие переживания. В рассказах Васко люди, с которыми он встречался в обыденной жизни, превращаются в преданных моряков, роковых красавиц, мстительных злодеев...

Р. ду Вале. Поклонение Огуму. 1978 г.
Р. ду Вале. Поклонение Огуму. 1978 г.
Иллюстрация к первому изданию романа Ж. Амаду «Капитаны песка»
Иллюстрация к первому изданию романа Ж. Амаду «Капитаны песка»

Однажды волею случая мнимому капитану приходится принять командование кораблём. И тогда, несмотря на заключённую с первым помощником договорённость о том, что он не будет ни во что вмешиваться, фантазёр моментально входит в роль. В конце пути команда решает подшутить над самозванцем: его вынуждают отдавать дурацкие приказания — в результате корабль пришвартован к пристани так, что никакая сила не может оторвать его, а Васко выставлен на всеобщее посмешище. Однако поэзия и воображение оказываются сильнее «тьмы низких истин». Страшный ураган, разыгравшийся ночью, губит все корабли в гавани, кроме того, который пришвартован так, как приказал капитан Васко — теперь уже всеми признанный морской волк.

Совсем безудержно развернулось фантастическое начало в самом, пожалуй, знаменитом романе Амаду — «Дона Флор и два её мужа» (1966 г.). Героиня, дона Флор, казалось бы, измучилась за семь лет жизни с беспутным мужем по прозвищу Гуляка, не желавшим ни работать, ни заботиться о семье, проводившим всё время в игорных домах и кабаках (он даже умер, отплясывая самбу во время карнавала). Она выходит замуж за спокойного и уравновешенного аптекаря Теодоро, который наводит порядок в доме, окружает жену постоянной заботой, однако не способен заставить её забыть о бурной любви Гуляки. В конце концов тоска благополучной и внешне всем довольной доны Флор достигает такой силы, что дух первого мужа выходит из могилы. Вернувшись на землю, Гуляка действует в соответствии со своим весёлым характером: помогает друзьям выигрывать в рулетку, пощипывает красоток, надувает богатых бандитов и, главное, добивается любви жены. Дона Флор долго противится ухаживаниям Гуляки и даже обращается за помощью к языческим богам, чтобы они призвали покойника к порядку. Однако когда их колдовство вступает в силу, женщина, оказывается, уже не хочет расставаться с любимым мужем. Словно ведьма, она прилетает туда, где вершатся магические обряды, чтобы спасти Гуляку. В итоге дона Флор становится счастливой женой сразу двух мужей — честного, спокойного и скучноватого Теодоро и видимого ей одной весёлого, неугомонного Гуляки.

Ф. Тексейра. Иллюстрация к роману Ж. Амаду «Дона Флор и два её мужа»
Ф. Тексейра. Иллюстрация к роману Ж. Амаду «Дона Флор и два её мужа»

Африканские боги, чуть не вернувшие Гуляку в могилу, очень часто появляются на страницах книг Амаду. Он неоднократно писал и говорил о том, что культ языческих богов, который исповедуют бразильские негры, — это проявление великой народной культуры, и пляски впадающих в транс жриц, пение и музыка, посвящённые богам, — не столько религия, сколько всё та же вольная поэтическая стихия народной жизни, которая всегда так его привлекала.

«Я был и остаюсь жителем бедного города Байя, праздношатающимся зевакой, который бродит по улицам и глазеет по сторонам, именно в этом полагая цель и смысл своего бытия». Ж. Амаду

Амаду не устаёт с наслаждением описывать жителей Баии — города, ставшего для него символом свободы и радости существования.

Ф. Тексейра. Рисунок на обложке романа Ж. Амаду «Дона Флор и два её мужа»
Ф. Тексейра. Рисунок на обложке романа Ж. Амаду «Дона Флор и два её мужа»



Поделиться ссылкой