Инфляция

«Никогда не жалко денег на борьбу с их излишком.»
Кредо Монетариста

Инфляцию упоминают политики и ученые-экономисты. На нее жалуются предприниматели и ею пытаются оправдать свои огрехи чиновники. Нас пугают ею международные эксперты и лидеры оппозиции. Борьба с ней постоянно отмечается как одна из важнейших задач правительства. Нынешней модели хозяйствования инфляция не просто сопутствует, а является ее неотъемлемой составляющей. Сама по себе инфляция сродни погоде, ибо всегда есть, но не всегда плохая.

Инфляция и рост цен — одно и то же?

Под инфляцией стоит понимать опережающий рост денежной массы по сравнению с ростом товарной массы. Вспомните формулу: если М растет быстрее Q, то для сохранения равновесия увеличивается значение Р, что мы и наблюдаем на ценниках в магазине.

Инфляция — это явление, а рост цен — его наглядный индикатор. Для понимания отличия одного от другого смоделируем две ситуации.

  1. На рынок сувениров городка приехал автобус с туристами. Они активно покупают безделушки — продавцы реагируют мгновенно. Цены подскакивают до пределов жадности продавцов и щедрости покупателей. С отъездом туристов цены могут вернуться к прежним. Но если ожидается еще один автобус, то цены могут сохраниться на отпугивающем местных покупателей уровне. Это примитивная картинка инфляционного импульса в крошечном масштабе. Здесь инфляция (приток денег от туристов — не совсем корректный, но зато наглядный пример) и рост цен практически совпали по времени, и их можно считать одним явлением.
  2. На том же рынке нет богатых туристов, но зато в городке появились скупщики сырья для сувениров, готовые платить его заготовителям больше, чем местные мастера. Последним, чтобы не остаться без работы, приходится смириться и покупать сырье не дешевле, и даже дороже, ибо для заготовителей продавать сырье оптовикам проще — меньше возни. Пока у продавцов остаются сувениры из старых запасов, цены могут не меняться, но потом подорожают и сувениры. Насколько быстро — зависит от их раскупаемости и скорости переориентации сырьевиков на оптовых скупщиков. Здесь рост денежной массы на рынке начался с приходом скупщиков с их деньгами, увеличившими денежную массу в городке (собственно инфляция), а в росте цен это проявилось позже.

В обоих примерах производство сувениров оставалось на прежнем уровне.

Возможна и третья ситуация, когда сувенирщики вынуждены покупать сырье дороже, а цены поднять не могут — спроса не хватит, ничего не продашь. А другого дела в маленьком городке им не найти. И они просто будут работать, как раньше, а зарабатывать меньше, проклиная скупщиков сырья, — пока есть хотя бы минимальная прибыль. Получится инфляция без роста цен. В большой экономике такая ситуация возможна очень недолго и лишь локально.

Джон Дэвисон Рокфеллер
Джон Дэвисон Рокфеллер (1839–1937) — американский нефтепромышленник, филантроп, основатель одной из самых крупных американских финансовых групп «Стандард ойл компани»

Инфляция — явление масштаба всей национальной экономики, пример с городком — просто модель. Никакой локальной инфляции на практике не бывает (разве что в почти отрезанных от «большой земли» регионах).

Нередко официальная инфляция, озвученная с государственных трибун, заметно меньше той, что мы видим в магазинах. Это кажется обманом: какие там несколько процентов, когда цены на прилавках выросли в разы. Но показатель инфляции рассчитывается по совокупности всех цен в стране, на все товары — а среди них могут быть бриллианты или редкие металлы, цены на которые за отчетный период не выросли, а то и снизились. Сами товары очень дорогие, обороты по ним большие — вот и влияют они на общую статистику, искажая оценку реальной жизни, а не макроэкономического показателя.

Поэтому для обывателя официальный уровень инфляции малоинформативен; ему гораздо интереснее индекс стоимости потребительской корзины, то есть изменение цен товаров, которые он реально покупает. Найдите эти данные в информационных источниках — они покажутся вам более правдоподобными.

Интересная закономерность: чем ниже ваш доход, тем сильнее индекс стоимости вашей индивидуальной потребительской корзины отличается от данных по инфляции. И неудивительно, рост цен всегда больше бьет по обладателям минимальных доходов. Ведь чем ниже ваш доход, тем реже вы покупаете бриллианты.

Виды инфляции

Для удобства будем считать инфляцию и рост цен синонимами.

По проявлению инфляция бывает явной и скрытой (подавленной, латентной). Явная инфляция наблюдается, когда государство не регулирует цены на рынке. Растущая денежная масса при неизменном или растущем медленнее количестве товаров приводит к росту цен (знакомая и понятная нам ситуация). Формула Ньюкомба — Фишера выполняется буквально и прямолинейно. Такая инфляция встречается чаще всего и отличается лишь масштабами.

Скрытая инфляция бывает двух видов.

  1. Когда рост денежной массы, не обеспеченной товарами, происходит при невозможности прямого подъема цен, фиксированных государством прямо законодательно или с применением в каких-либо целях административных рычагов влияния на бизнес. У покупателей скапливаются деньги, которые не на что потратить: товаров больше не стало, а выросшие доходы сделали их чрезмерно доступными из-за непропорционально низких цен. Товары скупаются моментально при их появлении в продаже, а часть спроса все равно остается нереализованной. Наступает дефицит. В его условиях производители, не имея проблем со сбытом, начинают снижать качество, что является скрытым повышением цены: если башмаки за прежнюю цену служат не два сезона, а один, то они фактически делаются вдвое дороже.
  2. При затрудненности прямого повышения цен оно происходит в форме «вымывания» недорогих товаров. Из нескольких аналогов разных ценовых классов в продаже постепенно остаются лишь более дорогие. Также происходит мнимое обновление ассортимента, когда прежний товар преподносится как новый и уже по возросшей цене. Если присмотреться к нашей потребительской корзине, то подобное можно наблюдать и в условиях, не воспринимаемых как инфляция тревожащего уровня. Например, на рынке лекарств появляются все новые и новые препараты, оказывающиеся почти копиями старых в новой упаковке и с новыми названиями. А посетителям автосалонов непросто бывает найти автомобиль в минимальной комплектации, рекламная цена которого столь заманчива. Все это не только маркетинговые приемы, но и проявления скрытой инфляции.

Вообще скрытая и явная инфляция — не взаимоисключающие, а часто соседствующие явления.

По масштабам принято различать слабую, нормальную и гиперинфляцию (иногда ее называют галопирующей). Четких границ здесь нет, есть ориентировочные значения.

Слабая инфляция — это почти полное отсутствие роста цен, измеряемое величинами в пару процентов в год. Такая ситуация воспринимается как отсутствие инфляции и стабильность цен.

Нормальной считается величина инфляции до 10%, хотя чаще можно встретить и меньшие величины. Большинство экономистов считают оптимальными 4-6% для стран с развитой экономикой и 7-9% — с развивающейся. Превышение этого уровня на несколько процентов допускается как временное, требующее мер по его снижению. «Нормальная инфляция» означает лишь, что данный уровень не представляет серьезной угрозы для экономики страны.

Уровень около 20% и выше нередко называют порогом гиперинфляции, хотя в истории есть примеры и в сотни процентов. Такое, конечно, бывало в периоды катаклизмов и потрясений: войн, революций и т. д. Лавинообразный рост цен нередко приводил к отказу от использования денег, бартерным отношениям и появлению суррогатов денег, когда какой-либо товар, от воды до водки, начинал использоваться вместо них.

Инфляция спроса и инфляция издержек

По причинам, вызывающим ее, инфляцию подразделяют на инфляцию спроса и инфляцию издержек.

Изначально избыток денежной массы появляется при выпуске государством в обращение денег сверх имеющихся в стране товаров: из-за роста военных расходов, финансирования масштабных долгосрочных проектов, популистского желания «подбросить» денег и благ некоторым категориям населения и т. п. — без обеспечения этих трат сборами в бюджет, то есть за счет печатания денег и излишней кредитной эмиссии. Большой бюджетный дефицит всегда идет в ногу с инфляцией.

Инфляция
Инфляция (лат. inflatio) буквально означает «раздутие», «надувание» чего-либо

Чуть более конкретные причины инфляции и выражаются через издержки или спрос.

Инфляция спроса возникает, когда у каких-либо крупных категорий покупателей внезапно появляются большие деньги.

Например, произвольное резкое повышение зарплат бюджетников быстро приводит к росту цен, ибо такие деньги оказываются на рынке едва ли не в день выдачи. Если производство сможет своевременно предложить дополнительные товары — последствия существенно смягчаются, если нет — инфляционная волна катится дальше.

Или резкий рост расходов на ВПК отражается в экономике и дополнительным спросом на ресурсы для производства оружия, и доходами работников этой отрасли, быстро приходящими на товарный рынок. Оружие, конечно, ненужным не бывает, но доходы оно приносит только его производителям, а не стране в целом.

Или заметно выросли мировые цены на экспортные товары страны, и внезапно разбогатевшие экспортеры пришли с этими деньгами на внутренний рынок, где под эти деньги пока еще не произвели дополнительные товары.

Эти и подобные ситуации вполне способны стать инфляционным толчком и вызвать рост цен в стране.

Инфляция издержек возникает при резком удорожании какого-либо ресурса, использующегося в национальной экономике.

Например, активные и согласованные действия профсоюзов привели к росту зарплат в какой-то отрасли, чья продукция востребована во многих других. Удорожание ресурса (скажем, угля) вынуждает его приобретателей (например, угольную энергетику) повышать цены на свою продукцию и т. д.

Или подорожание импортных комплектующих сделало более дорогим товар, при производстве которого они используются.

Или общегосударственные строительные проекты создали дополнительный спрос на стройматериалы. Рост их производства отстает, а их подорожание сделало дороже и жилое домостроение, и саму великую стройку.

Здесь уже инфляция спроса и инфляция издержек идут рука об руку, не всегда позволяя выявить первопричину инфляционного толчка.

Может сложиться впечатление, что любое масштабное государственное начинание приводит к инфляции. Это так лишь при двух условиях (впрочем, довольно часто встречающихся): финансирование начинания идет не за счет сборов в бюджет, а за счет его дефицита и выпуска новых денег; производство не способно быстро предложить новые товары обладателям этих новых денег. Без первого условия просто нет новых «лишних» денег, а без второго ситуация оборачивается ростом производства и сохранением товарно-денежного равновесия на новом уровне.

Основные способы борьбы с инфляцией

  • Сокращение госрасходов — здесь важно не перегнуть палку. Сокращать обычно стараются меры господдержки отраслей и регионов, а также неосновные социальные расходы.
  • Приватизация убыточной госсобственности — это и сокращение бюджетных расходов (ведь ее содержание требует денег), и пополнение бюджета.
  • Увеличение налоговых поступлений как за счет повышения налогов (здесь требуется немалая осмотрительность), так и за счет улучшения их собираемости.
  • Внутренние займы — они позволяют временно «изъять» излишек денег из обращения и получить средства в бюджет (а не печатать новые деньги).
  • Собственно снижение выпуска денег вплоть до полного прекращения на какое-то время.
  • Стимуляция роста производства — эта задача важна сама по себе, а не только как антиинфляционная мера.

Для снижения инфляции необходимо сокращение дефицита госбюджета всеми указанными и иными путями.

Инфляция как угроза, или зачем с ней бороться

Негативные последствия инфляции многими из нас не раз испытаны на собственном опыте, но некоторые из них не всем очевидны. Конечно, рост цен всегда больше сказывается на малообеспеченных слоях населения. «Старикам не хватает на лекарства» — свидетельство порочности и несовершенства общества. Общее удорожание жизни тоже не добавляет оптимизма. Поляризация доходов (богатые богатеют, бедные беднеют) может привести к нарастанию социальной напряженности вплоть до революции и гражданской войны.

Но главная угроза от большой инфляции не в этом, как ни странно, а в том, что в ее условиях не развивается реальный сектор экономики — производство товаров и услуг.

Большая инфляция — это всегда номинально высокие банковские ставки, и по вкладам, и по кредитам. Первые делают непривлекательным инвестирование в производство (стричь купоны проще), а вторые — недоступным заимствование в целях развития производства (дорогой кредит может нарасти до неотдаваемого).

Большая инфляция — это всегда высокая доходность финансовых операций: валютных, фондовых и т. п. Нигде в мире производство не может иметь такой доходности, рентабельности и скорости оборота денег. Представьте, сколько времени уйдет только на строительство завода. Бетон в фундаменте должен твердеть до возможности строить минимум две недели, а то и 28 дней. При 100% инфляции как вырастут цены за это время? И надо еще, построив производственную линию, отладить ее, выйти на расчетный выпуск и т. д. А сколько технических рисков: поломки, природные факторы, новинки технического прогресса, под которые за пять минут не перестроишь даже фабрику местного масштаба. Сколько процентов по кредиту нарастет за этот срок?! Никакое производство не угонится за гиперинфляцией.

А на торговых и тем более финансовых операциях успеть за инфляцией можно. Если даже банковский вклад приносит прибыль, как минимум сравнимую с производственной, то нет резона инвестировать в производство — можно просто получать проценты по вкладу, ничего не делая. Или чуть потрудиться и рискнуть — и заработать больше, «делая деньги из денег» на финансовых операциях.

Лишь когда рентабельность таких операций снизится хотя бы до сравнимой с производственной, в реальный сектор пойдут какие-то инвестиции, что-то начнет производиться, а рост производства — всегда благо для экономики. Именно для того, чтобы в первую очередь сделать производство инвестиционно привлекательным, во всем мире и борются с инфляцией.

«Я твердо верю в удачу. И я заметил, что чем больше я работаю, тем больше она мне улыбается» (Т. Джефферсон)

Дефляция, или грезы о ступоре экономики

Гонка за растущими ценами порождает мечты о постоянном снижении цен — дефляции. Ее модель позволяет понять, почему вредна не любая, а лишь высокая инфляция.

Имея деньги и спрос на холодильник, вы сразу покупаете его, зная, что он может стать дороже, а дешевле точно не станет. А при дефляции вы бы, придя в магазин за холодильником, увидели, что он стал дешевле. Если прямо сейчас у вас не портятся продукты, то вы, вероятно, решите подождать: вдруг еще подешевеет?

Магазин, не сумев продать холодильник (все ждут удешевления), вынужден еще снизить цену. Холодильник стал еще дешевле — и вы снова откладываете покупку. И магазин договаривается с производителем о снижении цены. Тот вынужден уступить, но лишь до уровня себестоимости холодильника (дальше — убыток).

А цикл повторяется. Магазин готов продать уже без выгоды для себя, производитель не получает денег за продукцию, ему нечем расплачиваться с поставщиками и работниками. И тут вам урезают зарплату. Почему? Просто вашему предприятию производитель холодильников не может заплатить за комплектующие.

И так далее. Продажи падают, производство сокращается, зарплаты не платят. Рано или поздно холодильник купят, но производитель уже уволит половину работников, сократит производственные мощности, распродаст станки на металлолом. И так по всей экономике, которую восстановить будет очень непросто.

Массовое ожидание снижения цен при дефляции приводит к замиранию производства, его ступору. В нынешней модели хозяйствования маленькая инфляция нужна экономике, как смазка машине.

В вопросе инфляции государство занято постоянным поиском золотой середины, оптимума роста денежной массы и его поддержанием, когда удается его нащупать.

«Хорошо иметь деньги и обладать вещами, которые можно купить за деньги. Но при этом хорошо также время от времени проверять себя и убеждаться в том, что вы не утратили тех вещей, которые за деньги не купишь» (Дж. Лоример)



Поделиться ссылкой