Налоги

«Я не ропщу о том, что отказали боги. Мне в сладкой участи оспаривать налоги...»
А. С. Пушкин

Налоговые системы постоянно усложняются, так что даже специалисты не успевают запомнить все тонкости налогообложения. Мы регулярно слышим с высоких трибун слова о необходимости сделать их прозрачными и понятными, но реальность от этого если и меняется, то скорее в обратную сторону. У такого положения вещей помимо бюрократических причин есть и вполне объективные. Во-первых, сама экономическая система не делается проще — отчего же вдруг упрощаться ее составляющим. Во-вторых, налоги всегда были не только средством сбора денег в казну, но и инструментом регулирования экономики, требующим точной настройки.

Рассмотрим основные виды налогов.

Налоги на фирмы

Любое мало-мальски значимое предприятие платит целый ряд налогов и сборов в бюджеты разных уровней: федеральный, региональный, местный. Наиболее показательными с точки зрения характеристики налоговой сферы являются следующие.

Налог на прибыль. Прибыль, как известно, образуется при вычитании себестоимости создания продукта (товаров, услуг) из общей выручки. Определению того, что считать себестоимостью, и посвящены основные перипетии налогового законодательства в этой области. Определив ее величину, мы получаем налоговую базу по налогу на прибыль, затем умножаем ее на ставку налога и получаем сумму к уплате в бюджет. Кстати, на примере налога на прибыль хорошо видна схема распределения налогов между бюджетами различных уровней, ибо он разбит на части, предназначенные разным получателям (федеральному и региональному бюджетам).

Определяя ставку налога на прибыль, государство ищет, как это часто бывает в финансовых вопросах, золотую середину. Слишком низкая ставка приводит к недополучению денег бюджетом, а слишком высокая не оставляет фирмам достаточных средств для модернизации, развития и т. д., а также в известной мере лишает смысла легальную хозяйственную деятельность, сводит на нет инвестиционный интерес. Ведь мало кто захочет создавать и развивать бизнес, если основную часть прибыли придется отдавать. В периоды экономического подъема допустимо некоторое увеличение ставки налога на прибыль — доходы бизнеса растут, ожидается их дальнейший рост, и дополнительные сборы его не затормозят, если не выйдут за рамки разумного. Напротив, в периоды спада экономики имеет смысл некоторое снижение налогового бремени как мера возможной поддержки бизнеса.

В реальности, правда, бывает и так, и иначе. Налог на прибыль в некотором смысле можно считать чемпионом по числу легальных и не очень способов уклонения от его уплаты. Дело в том, что если скрыть выручку не так-то просто, то искусственно завысить себестоимость по сравнению с реальной вполне возможно, и проследить это на всех предприятиях не может никакая фискальная система — пришлось бы каждую трату, поставку, выплату, каждый шаг работников контролировать едва ли не в реальном времени. Понадобится система тотального контроля и настойчивое прививание гражданам привычки к безналичным (подконтрольным) платежам. Такие процессы идут в развитых странах, но в идеале такая система наводит на мысль о пресловутом «полицейском государстве». Поэтому налог на прибыль относительно трудно собирать в полной мере.

НДС (налог на добавленную стоимость). Его величина добавляется к каждому платежу между хозяйствующими субъектами. Каждый из них по окончании отчетного периода сравнивает, сколько получил от партнеров и сколько отправил им.Если разница в пользу полученного, то она и подлежит уплате в бюджет, если нет — то возврату из бюджета. Этот налог имеет две интересные особенности. Во-первых, он едва ли не самый собираемый. Объясняется это тем, что скрыть расчеты между фирмами легально практически невозможно, ибо они осуществляются в безналичной форме и технически легко отслеживаются. Даже если попытаться платить, в обход закона, наличными, это порой весьма затруднительно. Представьте, что вам нужно оплатить многомиллионную сумму, например за состав с металлом: будете ходить с мешками денег? Неудобно, опасно, да и такое количество наличных надо еще где-то взять. Во-вторых, применение НДС ставит известную преграду чисто посреднической деятельности, не давая ей разрастаться до масштабов паразитирования на остальной экономике. Если, например, ставка НДС составляет 20%, то каждая перепродажа товара удорожает его на эту величину, то есть при пяти посредниках цена вырастет минимум вдвое — такой товар уже просто не продать. Способность к отсечению излишних посредников из цепочки хозяйственных связей делает НДС эффективным инструментом регулирования экономики переходного периода.

ставка НДС
На некоторые социально значимые товары — медицинские, детские и др. — применяется пониженная ставка НДС. Это сделано для сдерживания цен на подобную продукцию

В числе иных налогов на фирмы назовем налог на имущество. Он зависит от оценки стоимости активов предприятия. Вместе с транспортным этот налог присутствует и в налоговой корзине домашнего хозяйства.

Отдельной строкой идут платежи за землепользование, плата за недра и т. п.Здесь государство выступает как собственник, предоставляющий право пользования.

Предприятия, чья деятельность связана с воздействием на окружающую среду, облагаются различными экологическими сборами. Правда, их система и величина (как и экологических штрафов) пока недостаточно стимулируют предприятия заботиться о природе, вкладывая деньги в очистные сооружения и освоение современных экологически безвредных технологий производства.

Предприятие также выступает как налоговый агент по отношению к своим работникам, перечисляя за них подоходный налог и т. п., как уже говорилось. Платежи в пенсионный фонд, фонд социального страхования и другие принято объединять понятием ЕСН (единый социальный налог).

Все вместе это складывается в нерадостное для любого бизнесмена понятие «налоговое бремя». Существующие законные способы уменьшения налоговых платежей позволяют несколько сэкономить на этих тратах, но не сводят на нет вечные жалобы бизнеса почти всех стран на налоговые гири на крыльях предпринимательства.

«Налоги — это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе» (О. У. Холме)

Налоги на граждан

Отдельные граждане тоже обязаны делиться с государством своими доходами. Мы платим (как и фирмы) налог на имущество, транспортный налог, но главным для нас остается подоходный налог. Всем известны 13%, отделяющие наш «чистый» доход от «грязного», но не все знают, что может быть и по-другому. У нас сейчас применяется фиксированная, так называемая «плоская» шкала подоходного налога: все доходы облагаются по единой ставке. Исключения, вроде налога на выигрыш или доли в найденном кладе, — почти экзотика.

Но в арсенале фискальных органов есть и применявшаяся одно время на практике прогрессивная шкала подоходного налога: с увеличением дохода с определенного его уровня ставка возрастает. Такая система действует во многих странах. Ее сторонники утверждают, что она более справедлива (пусть богатые платят больше не только абсолютно, но и относительно) и дает дополнительные поступления в бюджет. Противники же считают, что прогрессивное налогообложение порождает махинации, стимулирует сокрытие доходов и вообще дополнительно криминализирует эту сферу. Их основная идея: при фиксированной ставке граждане меньше прячут свои доходы, и в сумме за счет этого расширяется налоговая база, поступления в бюджет могут даже вырасти. Этим и была мотивирована в свое время отмена прогрессивной шкалы.

Логика имеется в каждом подходе. Не исключено, что по мере совершенствования системы сбора налогов произойдет возврат к прогрессивной шкале в каком-либо виде.

Людовике XIV
Во Франции при короле Людовике XIV каждой семье предписывалось за год съесть определенное количество соли. За нарушение полагался штраф. Объяснялось это просто — соляной монополией государства. Таким образом обеспечивался спрос на соль, что по сути делало обязательную ее покупку своеобразным налогом

Индивидуальным предпринимателям известна такая разновидность, по сути, налога на доходы, как налог на вмененный доход. Это упрощенная схема сбора налогов с самого малого бизнеса, где применять более сложные схемы нецелесообразно.

Отметим и ту точку зрения, что нынешняя система налогообложения граждан несправедлива из-за ее многократности: получил зарплату — платишь подоходный; покупаешь квартиру – платишь налог, продаешь купленное — снова платишь и т. д. То есть твой доход облагают налогом не один раз, при получении (что было бы правильно), а при каждом удобном случае. Но несправедливость эта настолько распространенная, что об этом мало кто задумывается.

«Экономическая про блема: как у всех отнять, чтобы каждому прибавить» (Х. Ягодзиньский)

Внебюджетные сборы: пенсионный, медицинский

Отчисления в фонды социального страхования, пенсионные отчисления, строго говоря, не являются налогами, поскольку идут не в государственный бюджет, а в соответствующие фонды. Но и работники, и работодатели воспринимают их как просто еще одни налоги. Вообще в пенсионной системе государства отражается и его текущее состояние, и возможное будущее как в финансовом, так и в демографическом и социальном аспектах.

В упрощенном виде пенсионная система работает так. Работающие граждане отчисляют средства в пенсионный фонд, из которого выплачиваются пенсии нынешним пенсионерам. Потом мы становимся пенсионерами, и пенсии нам платят из отчислений наших работающих детей. Как в семье — дети кормят родителей. Даже если забыть про влияние уровня развития экономики на эту сферу, определяющий фактор стабильности пенсионной системы — численное соотношение работающих и пенсионеров. Если население умеренно растет, то все в порядке: на одного работающего с каждым годом приходится меньше пенсионеров, то есть прокормить их всё легче. Если население вырастет слишком сильно и быстро, а затем рост прекратится, то через поколение может оказаться слишком много пенсионеров — работающие могут не справиться. Так, возможно, произойдет в Китае, где бурный рост населения сменился политикой «одна семья — один ребенок».

подушная подать
В дореволюционной России была распространена пообщинная система сбора подушной подати — отдаленный аналог современного подоходного налога. Государство требовало уплатить определенную сумму с каждого члена общины мужского пола независимо от возраста. Установленное число плательщиков не менялось от переписи до переписи

Для стабильности населения необходимо, чтобы на семью приходилось в среднем 2,15 ребенка — тогда и с пенсионной системой не должно быть проблем. А если этот показатель меньше, то есть население стареет и на каждого работающего приходится все больше пенсионеров, то выходов лишь два: рост ставки пенсионных отчислений и увеличение пенсионного возраста, чтобы работающих и платящих пенсионные взносы было больше, а пенсионеров — меньше. Обе меры, особенно вторая, крайне болезненны и непопулярны в обществе, но такова плата за нежелание растить детей. Примерно такая же цепочка рассуждений справедлива и применительно к системе социального страхования (ОМС и т. д.).

«Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан» (И. Этвеш)

Налоги как инструмент регулирования: управление без приказов

У государственной налоговой системы есть удивительное свойство. При определенных изменениях она способна заметно влиять на экономические процессы в стране. Притом это происходит пусть и небыстро, но зато без команд и приказов сверху. Люди воспринимают происходящее как свои решения, даже не всегда ощущая воздействие изменившихся обстоятельств.

Скажем, льготное налогообложение в каком-либо регионе вполне способно вызвать приток туда инвестиций. Даже если фирмы просто регистрируются в льготном налоговом регионе, не перенося туда реальную деятельность, местные налоги они начинают платить там, вызывая некоторый рост и развитие, что может заинтересовать и других: там, где есть деньги, можно что-то продать, что с определенного момента привлекает бизнес.

С этой целью и создаются так называемые свободные экономические зоны, то есть внутренние оффшоры.

чек
Одно время в Италии существовал штраф за невыдачу (для продавца) и невзятие (для покупателя) чека при покупке в любом месте, где был кассовый аппарат. Для особо злостных нарушителей мог применяться даже административный арест. Так власть стремилась приучить население к финансовой дисциплине — ведь при сделке без чека легче уклониться от налогов

Предоставление индивидуальных налоговых льгот предприятию или отрасли способно инициировать их модернизацию и опережающий рост, если в этом есть государственная заинтересованность.

Если же какая-либо деятельность представляется нежелательной, то вместо прямого запрета можно прибегнуть к налоговому воздействию, как в примере с влиянием уровня НДС на чисто посреднические фирмы.

Утратив надежду взыскать старые долги по налогам, государство может провести налоговую амнистию, что позволит расширить налоговую базу в целом по стране.

Теоретически, всегда лучше собирать налоги с большего числа плательщиков по меньшим ставкам, чем с меньшего числа — по большим. Это придает стабильность налоговой системе. Но такой подход требует постоянной и кропотливой работы. На практике зачастую наблюдается обратное. Не оттого ли сносятся ларьки у метро, а взамен растут гипермаркеты?..

«В этом мире неизбежны только смерть и налоги» (Б. Франклин)



Поделиться ссылкой