Государственный бюджет

Государственный бюджет является самым крупным денежным фондом, накопление в который происходит благодаря процессу распределения национального дохода и который расходуется государством для реализации собственных функций и задач. Он включает все главные финансовые операции, такие как доходы разнообразных видов, расходы, государственные займы и т. д. В принципе они все считаются самостоятельными, однако посредством бюджета нацеливаются на единое направление, в полной мере отражая политику государства.

Государственный бюджет

Формирование государственного бюджета базируется на выполнении конкретных принципов, которые существуют ещё с начала XX в.:

  1. Принцип единства — предусматривает включение в состав бюджета совокупности расходов и доходов государства. Государство должно иметь единую бюджетную систему, унифицированные документы финансового характера, общие индексы и бюджетные классификации.
  2. Принцип полноты, суть которого сводится к тому, что статьи бюджета должны охватывать все ключевые сферы общественной жизни и жизни каждого индивида. При этом в каждой бюджетной статье должны найти отражение все виды расходов и пополнения.
  3. Принцип реальности, предполагающий наличие истинной информации, касающейся доходов и расходов государства.
  4. Принцип гласности, подразумевающий необходимость информирования населения в обязательном порядке о ключевых расходах и источниках прибыли.

Основной задачей государственного бюджета традиционно считается формирование необходимых условий для благополучного развития национальной экономики (подразумеваются макроэкономические цели) и реализации социальных задач в масштабе всего государства (достижение макросоциальных целей).

Бюджеты всех стран общепринято делятся на две части: доходная и расходная. Первая часть бюджета, доходная, создаётся благодаря уплачиваемым физическими и юридическими лицами налогам, а также займам и выпуску денег. Классификация доходов, идущих в госбюджет, зависит от государственного устройства государства: в унитарных государствах они делятся на доходы центрального и местных бюджетов. Федеративные государства характеризуются распределением на доходы бюджета федерального значения, субъектов федерации и доходы региональных бюджетов.

Вторая часть бюджета, расходная, характеризует затраты государства в процессе реализации им собственных функций (социальных, экономических и пр.). Экономисты, как правило, выделяют пять главных статей государственных затрат:

  • расходы на государственный аппарат;
  • расходы, связанные с военной сферой;
  • социальные расходы;
  • затраты на финансирование отдельных сфер экономики;
  • расходы на обслуживание внутреннего и внешнего долгов государства, а также для выплат субсидий и кредитов иностранным государствам.

В идеале совокупность доходов бюджета должна точно совпадать с суммой расходов — это означает, что в государстве сбалансированный бюджет. Однако бывают ситуации, когда доходы больше, нежели вся сумма расходов, — в этом случае мы говорим о профиците бюджета. Практически все страны сталкиваются с тем, что величина расходов государства превышает его доходы, — в данной ситуации возникает дефицит бюджета. Как правило, он появляется по причине неэффективной деятельности государственных органов или же под влиянием структурных кризисов в экономике. Среди основных причин образования дефицита бюджета выделяют: падение уровня производства; чрезмерный выпуск денег (эмиссия); большие расходы на социальные нужды; значительные затраты на оборону.

Существует несколько способов финансирования дефицита бюджета:

  1. Выпуск денег, или эмиссия (правда, она чревата развитием инфляции).
  2. Займы у граждан и предприятий государства, то есть повышение внутреннего долга. Государство осуществляет выпуск ценных бумаг, которые затем реализует населению и предприятиям, а за счет средств от продажи финансируется дефицит бюджета. Положительным моментом данного способа является отсутствие угрозы инфляции, и, кроме того, это позволяет реагировать на возникающие проблемы достаточно оперативно.
  3. Займы у иностранных государств или международных финансовых организаций — здесь речь уже идет об увеличении внешнего долга государства. Этот способ хорош возможностью получения достаточно солидных сумм денег, а также тем, что он не приведет к инфляции. Минусы же связаны с необходимостью выплаты внешнего долга, что способствует уменьшению золотовалютных резервов государства.

Под государственным долгом, как правило, следует понимать сумму всех непогашенных обязательств, которые государство дало определенным лицам или организациям (банкам, иностранным правительствам и т. д.). Государственный долг, как правило, разделяется на две части: внутренний (существующая задолженность государства перед предприятиями, гражданами в рамках страны) и внешний (долги государства перед гражданами или правительствами иностранных государств). В зависимости от сроков погашения выделяют несколько типов долгов: кратковременный (сроком до одного года), среднесрочный (термином от одного до пяти лет) и долговременный (на срок более 5 лет). В России управление государственным долгом осуществляет Правительство Российской Федерации.

В России бюджет государства проходит процесс ратификации в Федеральном собрании Российской Федерации (в других странах происходит утверждение парламентом). Структура бюджетной системы Российской Федерации включает в себя региональные бюджеты, бюджеты субъектов федерации и федеральный бюджет. Процедура формирования, обсуждения, принятия на законодательном уровне и реализации бюджета носит название бюджетного процесса, который регламентируется Конституцией и законодательством Российской Федерации.

Следует отметить принцип фискального федерализма, на котором базируется финансовая система России. Он предусматривает четкое распределение функций между бюджетами разных уровней. К примеру, государственный бюджет проводит финансирование затрат на оборону, ведение внешней политики государства, в то время как региональные бюджеты — финансирование школьного развития и т. п. Подчеркнём также, что источники доходов у бюджетов тоже свои собственные.

Основные понятия

  • Государственный бюджет — совокупность государственных доходов с последующим их распределением по статьям расходов в конкретный промежуток времени, касающимся определённых сфер жизни, программ, закреплённых законодательством.
  • Бюджетный процесс — процедура формирования, обсуждения, принятия на законодательном уровне и реализации бюджета.
  • Бюджетный дефицит — состояние государственного бюджета, при котором статьи расходов превышают доходы.
  • Бюджетный профицит — состояние госбюджета, при которой происходит преобладание его доходов над расходами.
  • Государственный долг — комплекс всех конкретных непогашенных обязательств, которые были взяты государством перед банками-кредиторами, владельцами акций и облигаций, физическими и юридическими лицами, зарубежными правительствами.

Вопрос для самопроверки

Определите основное предназначение государственного бюджета.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В Российской Федерации процесс принятия (ратификации) бюджета осуществляется

  1. Президентом РФ
  2. Центральным банком России
  3. Федеральным собранием
  4. Правительством РФ

Ответ. 3.

Запишите цифры, под которыми указаны основные причины образования дефицита бюджета.

  1. падение уровня производства
  2. приватизация государственного сектора
  3. эмиссия денег
  4. уменьшение затрат на содержание государственного аппарата
  5. большие расходы на социальные нужды

Ответ. 135.




Поделиться ссылкой