Протекционизм

В 1980-е, когда граждан США тревожило растущее доминирование Японии в мировой торговле, в ходе пресс-конференции на ступенях Сената конгрессмены разбили радиоприемник Toshiba как символ японской экономики. Через несколько лет, в 1990-е, политики заговорили об «ужасном звуке всасывания», с которым Мексика поглощает американские рабочие места после ликвидации торговых барьеров. Десять лет спустя США не дали китайцам купить американскую нефтяную компанию, а бизнесменам с Ближнего Востока — приобрести американскую долю в портовой корпорации. Отчего протекционизм, уродливый брат глобализации, не желает исчезать?

Протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему ограничений: установление высоких торговых барьеров и введение пошлин на импорт, а также запрет на продажу компаний иностранцам — возник одновременно с коммерцией. Обложение товаров пошлинами — один из древнейших методов привлечь средства, которым правители пользуются с античных времен.

В наши дни есть разные способы защитить экономику: ограничение объема или стоимости импортируемых товаров; субсидии производителям (хороший пример здесь — Европейская единая сельскохозяйственная политика, предусматривающая выплаты фермерам); субсидии экспортерам; манипуляции с валютным курсом с целью сохранить дешевизну своей валюты, чтобы экспорт был привлекательнее импорта; чрезмерная бюрократия. Еще один тип протекционизма воспрянул в ходе финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 году, — банки выдавали кредиты только фирмам своей страны. В 2009 году британский премьер-министр Гордон Браун назвал это «финансовым меркантилизмом», однако и сам побуждал банки Великобритании давать взаймы прежде всего британским клиентам, а потом уже зарубежным.

 Гордон Браун
Гордон Браун

За и против

Почти все экономисты находят протекционизм отвратительным и благоволят к его противоположности — свободной торговле. Они предупреждают, что в долгосрочном плане торговые барьеры делают всех нас беднее, усугубляют политические трения и могут даже привести к войне. По мнению экономистов, протекционизм — один из самых вредных видов экономической политики.

Подобные доводы поддерживает и теория сравнительного преимущества, утверждающая, что если каждая страна специализируется на производстве определенных товаров и торгует с другими странами, то богатеют все государства, даже если производство товара обходится им дороже, чем соседям.

Политический аспект проблемы куда сложнее. Предположим, что американский завод вот-вот закроется, потому что зарубежные конкуренты производят тот же товар дешевле. Экономист скажет, что рынок дал ясный сигнал: завод утратил конкурентоспособность и должен быть закрыт. Протекционист, со своей стороны, посоветует повысить пошлины на данный товар и, возможно, субсидировать конкретную отрасль, чтобы сохранить рабочие места. Такой план действий явно понравится общественности, не говоря о рабочих. Однако экономическая наука говорит, что так проблему не решить — она обязательно всплывет в будущем. С точки зрения экономиста, для уволенных рабочих лучше было бы найти новую работу в другой, более конкурентоспособной, отрасли.

Протекционизм проще «продать» электорату, кроме того, со стороны может показаться, что эта политика достаточно успешна. Если власти вводят пошлины, поначалу доходы могут вырасти благодаря увеличению суммы собранных денег; в то же время отечественные компании процветают, так как потребители предпочитают их товары зарубежным аналогам. Патриотов (или националистов) привлекает и то, что протекционизм, как кажется, может укрепить независимость страны, о каком бы товаре ни шла речь — об электроэнергии, стали, автомобилях или компьютерах. Протекционисты играют и на том, что людям представляется, будто продажа отечественной компании зарубежному конкуренту делает страну беднее.

Однако все эти аргументы вводят нас в заблуждение. Многие исследования доказывают, что в долгосрочном плане протекционизм лишает благосостояния как страну, вводящую пошлины, так и страну, которая хочет с ней торговать.

Уроки истории

Самый показательный пример того, чем чреват протекционизм, датируется 1930-ми, когда в разгар Великой депрессии страны по всему миру, в том числе США, устанавливали торговые барьеры, полагая, что это сохранит рабочие места и поможет экономике быстрее восстановиться. Эту программу действий окрестили «сделай соседа нищим» — многие страны, зависевшие от торговли с зарубежными партнерами, в итоге затянули пояса. Страна за страной вводила ответные пошлины, и мировая торговля, по сути, прекратилась. В результате росло политическое напряжение и увеличивался разлад, давший начало Второй мировой войне.

«Если границу не могут пересечь товары, это сделают армии» Фредерик Бастиа, французский экономист XIX века

Только после войны торговые барьеры начали рушиться, и сравнительное преимущество вновь вышло на первый план, дав толчок периоду бурного мирового экономического роста в 1950-х и 1960-х, когда каждая страна специализировалась на определенных товарах. Торговля была свободнее, чем когда-либо.

Другой пример — Китай, павший жертвой деструктивной торговой политики в XV веке. В то время китайская экономика была одной из самых развитых и богатых в мире, но правители-протекционисты решили превратить страну в автаркию (экономически самодостаточную державу) и обрубили почти все экономические и культурные связи с внешним миром, после чего Китай быстро потерял свои преимущества. Только в конце XX века, когда китайцы ликвидировали множество пошлин и торговых барьеров, страна вновь начала реализовывать свой громадный экономический потенциал.

Защита рабочих мест?

Люди боятся потерять работу, однако снятие торговых барьеров вовсе не обязательно сопряжено с «высасыванием» рабочих мест из экономики. Одним из самых больших и эффективных британских автомобильных заводов владеет не британская и даже не европейская компания, а японский производитель двигателей Nissan. Этот завод дает работу тысячам людей на северо-востоке Англии, в регионе с высокой безработицей. Есть мнение, что иностранные компании, когда им нужно уменьшить расходы, склонны сокращать рабочие места за рубежом скорее, чем на родине, но оно едва ли подтверждается статистикой.

В Символе веры экономиста непременно были бы утверждения «верую в принцип сравнительного преимущества» и «верую в свободную торговлю»» Пол Кругман, нобелевский лауреат и эксперт по торговле

Главная проблема в том, что защита местного бизнеса от иностранной конкуренции делает его менее конкурентоспособным, и в итоге он не стремится сокращать расходы и улучшать свою эффективность. Эксперты утверждают, что угроза приобретения фирмы иностранной компанией — одна из главных гарантий того, что менеджмент не будет работать спустя рукава (такая опасность существует, поскольку уволить негодного руководителя акционерам очень сложно).

Рецидив протекционизма?

После финансового кризиса 2008 года страны по всему миру пытаются возродить экономику и вполне могут воскресить протекционистскую политику. Многие эксперты считают, что именно протекционизм, а не угроза депрессии и долговая дефляция останется самой опасной угрозой мировой экономике на протяжении следующих десяти лет. Как показала история, попасть в ловушку протекционистской спирали легче легкого, а последствия для всеобщего мира и стабильности могут быть самыми ужасными.

Раунд за раундом

Всемирная торговая организация (ВТО) руководит борьбой с протекционизмом. Основная цель этого учреждения, дополняющего послевоенное Генеральное соглашение по тарифам и торговле, — свести страны вместе для обсуждения мер по ликвидации пошлин и торговых барьеров. Такие переговоры должны быть общемировыми — выиграть все государства могут только от международной, а не односторонней ликвидации пошлин.

В начале 1990-х ВТО завершила Уругвайский раунд мультилатеральных переговоров, преуспевший в ликвидации основных торговых барьеров по всему миру и, как считается, способствовавший экономическому росту на протяжении следующих десяти лет. Однако Дохийский раунд, начавшийся в 2001 году, то и дело прерывался из-за ссор участников. Летом 2008 года переговоры приостановились, когда США сцепились с Китаем, Индией и Бразилией по поводу уменьшения размера сельхозсубсидий. Надежда на возобновление переговоров остается, однако многие считают, что они зашли в тупик.




Поделиться ссылкой