Молодёжь как социальная группа

Определяющим признаком, позволяющим идентифицировать молодёжь как отдельную социальную группу, выступает возрастная характеристика.

Именно в период молодости человек окончательно формируется физически, у него продолжают развиваться интеллект и воля, складывается своя система ценностей и взглядов на мир и на окружающую социальную среду.

Молодёжь
Молодёжь — это люди в возрасте от 16 до 25-30 лет

Процесс осознания молодости как особенного этапа в жизни индивида, а молодёжи как отдельной социальной группы произошло по историческим меркам относительно недавно. Следует отметить, что в традиционном обществе индивид прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Для этого существовали специальные обряды инициации во взрослое состояние. В дальнейшем на протяжении многих лет навыки, полученные старшими поколениями, передавались молодёжи через вовлечение её непосредственно в трудовую деятельность, которая начиналась очень рано. Например, в крестьянских семьях детям уже с пятилетнего возраста приходилось выполнять нелёгкую работу. Младшие в семье обучались всему непосредственно на практике. Подавляющее большинство сторон общественной жизни были чётко регламентированы, поэтому у молодёжи почти не оставалось простора для независимых действий. Так, ещё в XIX в. выбор спутника жизни не являлся личным делом, касавшимся исключительно молодых, собиравшихся вступить в брак.

Процесс подготовки к супружеству строго регулировался родственниками. Первым о проблемах юности начал говорить французский философ-просветитель Жан-Жак Руссо. Он рассматривал её как второе рождение человека, подчёркивая этим всю глубину и значимость происходящих в этот период перемен: в молодости заканчивается физическое созревание индивида, формируются его интеллект и воля.

Научное изучение проблем молодёжи началось приблизительно сто лет назад. Изначально доминировал биологический, физиологический подход. На этом этапе в качестве основополагающей причины изменений индивида в юношеском возрасте рассматривали процесс полового созревания человека. Однако в дальнейшем всё больше внимания стали уделять роли социальных причин: воздействию окружающей культурной среды, характеру воспитания в семье и школе, влиянию друзей. Именно социальное становление, освоение основных социальных ролей стали рассматривать как главные факторы развития индивида в юношеском возрасте.

На пути взросления обычно выделяют два периода: подростковый и юность. Возрастные рамки каждого из этих этапов довольно расплывчаты. В современной отечественной психологии подростковым принято считать возраст 11-15 лет, а ранним юношеским — 16-18 лет, но, несмотря на это в отдельных случаях верхней границей считается 20-летний возраст. Именно из западной психологии к нам пришёл термин «тинейджер», который охватывает молодых людей 13-19 лет, то есть в возрасте, обозначаемом в английском языке числительными, заканчивающимися на суффикс -teen (thirteennineteen).

Наряду с возрастной характеристикой главными признаками молодёжи как социальной группы будут особенности социального положения в социуме, а также социально-психологические свойства.

Давая характеристику особенностям социального положения, следует обратить особое внимание на то, что социальное положение молодых людей зачастую определяется социальным статусом их родителей или же их собственным будущим статусом, тесно связанным с профессиональной деятельностью.

Но не так существенны возрастные границы, как характерные специфические черты молодёжного сознания и поведения. Социально-психологические свойства молодёжи напрямую взаимосвязаны с восприятием молодыми людьми своего «я». Для молодёжи является характерным отстаивать свою самостоятельность, независимость, проявлять максимализм в оценках того или иного события, готовность участвовать в разных массовых движениях. Если для подростка главными в первую очередь являются внешние события, поступки, то в период молодости всё большую значимость для индивида начинает иметь его внутренний мир. Индивидуальные мысли и чувства начинают играть не менее важную роль, чем окружающая действительность. Индивид всё отчётливее и глубже осознаёт свою особенность, неповторимость. И если в отрочестве у большинства доминировало желание быть такими, как все, то уже в молодости индивидуальная уникальность воспринимается как ценность, её стараются развивать и демонстрировать.

Ранее речь уже шла о том, что молодёжь как отдельная социальная группа начала восприниматься социумом только с трансформацией в индустриальную фазу развития. Это процесс был продиктован рядом причин:

  1. Последующее углубление разделения труда, спровоцированное промышленной революцией, способствовало отделению семьи от процесса производства и управления общественными процессами. Это, в свою очередь, делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.
  2. Усовершенствование техники, постоянно прогрессирующая специализация требовали для овладения необходимыми знаниями и навыками более длительного периода общего образования. В итоге выход на рынок труда для подавляющего большинства молодёжи откладывался на более поздний период.
  3. Рост мобильности индивидов, сложные условия общественной жизни, быстрые темпы социальных изменений приводили к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал кардинально отличаться, начала появляться молодёжная субкультура. Сходства социальной позиции — уже не дети, но ещё не взрослые, особенности сознания, стиля жизни и поведения приводили к созданию молодёжных объединений с ярко выраженными индивидуальными характеристиками.

Согласно Конституции нашего государства каждый гражданин России, достигший 18-летнего возраста, имеет полное право самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности. Основной закон гарантирует всем гражданам обширную совокупность прав и свобод: гражданские и социально-экономические права (право на собственность, труд, образование, охрану здоровья и т. д.), политические права (право на объединение, возможность принимать участие в управлении государством, право выбирать и быть избранным), индивидуальные права (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на свободу передвижения и т. д.), а кроме того, свободу совести, мысли и слова, средств массовой информации. После достижения 18-летнего возраста каждый гражданин имеет право вступить в законный брак. Однако следует отметить, что при наличии уважительных причин, таких как угроза жизни, рождение ребёнка и др., местные органы власти могут незначительно снизить брачный возраст.

Важным является тот факт, что полная правоспособность предусматривает не только возможность пользоваться правами, но и включает в себя необходимость беспрекословно исполнять определённые гражданские обязанности. Согласно Конституции Российской Федерации к ним относятся: соблюдение Конституции и законов страны, забота родителей о детях, а также детей, если они достигли совершеннолетия и являются трудоспособными, о своих нетрудоспособных родителях, постоянная уплата законных налогов и сборов и т. д. Кроме того, необходимым является получение основного базового образования. Одним из основных считается долг граждан России по защите Отечества. В соответствии с законом предусмотрено, что призыву на военную службу подлежат мужчины — граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, которые не имеют права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

Только с получением всей полноты прав и обязанностей меняется положение молодого человека в социуме и значительно расширяются его возможности. Что касается роли ребёнка и подростка, то они в основном связаны с семьёй, школой, разными формами провождения досуга. В будущем при сохранении определённых прежних социальных позиций появляются новые, такие как студент, рабочий, военнослужащий, избиратель, член политической партии, родитель, участник одной из общественных организаций и др. Как утверждают психологи, в юности большинство из новых ролей не усваиваются окончательно, а как бы проверяются. Молодёжи свойственно находиться в постоянном поиске, выбирать, познавать. Именно поэтому старшие поколения сохраняют за молодёжью «право на ошибку», на некий спонтанный поступок или необдуманное предприятие.

Отношение к молодости отражено даже в известных пословицах: «Молодому ошибка — улыбка, старому — горькая слеза», «Молодо-зелено — погулять велено», «Молод бывал — и со грехом живал». Такое множество выбора социальных ролей и высокая степень свободы молодёжи укоренилась в социуме относительно недавно. Очень часто современную молодёжь обвиняют в инфантилизме (от лат. «infantis» — младенческий, детский). Инфантилизм — это потребность в постоянной заботе других о себе, для которой является характерным низкий уровень самокритичности, полное отсутствие ответственности за свою деятельность.

Весьма очевидно, что такие тенденции не редкость для нынешней молодёжи. Вместе с тем сам факт получения молодыми людьми всей полноты гражданских прав и обязанностей демонстрирует нам, что социум уже признаёт за ними существенную степень социальной зрелости, развитое чувство ответственности, возможность принимать решения с учётом не только личных интересов, но и гражданского долга.

Вопрос для самопроверки

Кто относится к молодёжи?

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что из перечисленного является нехарактерным для молодёжи?

  1. отстаивание своей независимости
  2. максимализм в оценках
  3. участие в массовых акциях
  4. финансовая самостоятельность

Ответ. 4.

Согласно данным социологов в течение второй половины XX в. срок начала трудовой деятельности у молодежи вырос в среднем с 17 до 25 лет. Определите причины подобного изменения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. низкий уровень благосостояния семей
  2. сложная трудовая деятельность, увеличение срока профессионального обучения
  3. сокращение продолжительности жизни
  4. увеличение неквалифицированного ручного труда в промышленности
  5. увеличение срока профессионального обучения
  6. прогрессирующая специализация, требующая основательной подготовки

Ответ. 256.




Поделиться ссылкой