Мышление и деятельность

Мышление — форма активного отражения объективной реальности, представляющая собой целенаправленное познание окружающего мира.

Мышление представляет собой очень сложное социально-историческое явление, обусловленное как биологической эволюцией деятельности мозга человека, так и его общественным развитием. Основой мышления является чувственный опыт, который в процессе мышления трансформируется посредством его обобщения. Мышление непосредственным образом связано с языком, речью. Для мышления характерны такие процессы, как абстракция, выдвижение гипотез, анализ, синтез, обобщение, постановка всевозможных задач и нахождение различных способов их решения. Результатом мышления есть мысль.

Существует несколько видов мышления:

Предметно-действенное мышление. В нём сосредоточены все признаки мышления: оно обобщённо демонстрирует скрытые связи и отношения реальной действительности, осуществляется с помощью предметов-заменителей. Отличительной чертой этого вида мышления является то, что оно имеет тесную взаимосвязь с практикой. Практические преобразования, которые человек совершает, используя этот вид мышления, позволяют собрать факты, касающиеся познаваемых объектов. В процессе предметно-действенного мышления формируется широкая, практически уникальная база для дальнейшего использования полученной информации, как для разного вида деятельности, так и для формирования различных понятий и представлений.

Предметно-действенное мышление
Предметно-действенное мышление считается изначальным пунктом всех других видов человеческого мышления

Образное мышление позволяет сделать ту или иную ситуацию наглядной, происходит это часто интуитивно, то есть без всестороннего анализа и рассуждения. В процессе образного мышления у человека возникают разные образы, происходит это достаточно быстро и свёрнуто. Решение любого вопроса находится как бы внезапно, в виде прозрения. Если не требуется словесного ответа, то выводы словесно и не формулируются. Слово в образном мышлении является средством выражения, интерпретации выполненных в образах преобразований. Специфической чертой образного мышления является наполнение его результатов личностным содержанием и смыслом.

Понятийное мышление, при котором человек может давать определённые характеристики различным явлениям и объектам, возникает и проходит долгий путь вместе с расширением представлений человека об окружающем мире, с развитием и накоплением знаний. Такое мышление характерно для современного человека. Однако уже сейчас в мире происходит переход к знаковому мышлению. Этот процесс связан с развитием точных наук и с их искусственными, знаковыми языками.

Мышление в основном социально обусловлено, поскольку существует только во взаимосвязи с трудовой и речевой деятельностью, которая присуща исключительно человеческому обществу. Мышление может актуализироваться под давлением цели, в условиях возникновения проблемы. В свою очередь цель формирует мышление как деятельность.

Деятельность — присущая исключительно человеку форма активности, включающая в себя специфические элементы — осмысление, действия.

Субъектом деятельности является тот, кто её осуществляет (человек, группа людей, организация либо государственный орган).

Объектом деятельности может быть любой объект, на который направлена деятельность.

Мотивы деятельности также разнообразны, ими могут быть как социальные установки, потребности, влечение, убеждение, идеалы, так и интерес, являющийся специфической формой познавательной деятельности.

Деятельность
Деятельность — особенная, характерная только для человека форма проявления его жизненной активности, которая включает в себя творчество, осмысление и целенаправленные действия

Деятельность состоит из следующих компонентов: цель деятельности, методы и средства деятельности, процесс деятельности, результат деятельности. Цели деятельности могут быть как объективными, так и субъективными.

Виды деятельности многообразны.

В зависимости от предмета и целей осуществления деятельность бывает практической и духовной.

Практическая деятельность нацелена, прежде всего, на предметное преобразование окружающей среды и общества.

Духовная деятельность направлена на отражение действительности в художественных формах, религиозных знаниях и научных законах.

При формировании человека как личности деятельность проявляется в общении, игре, учении, труде.

Следует отметить, что человеческое общество имеет множество сфер деятельности, например трудовую, государственную, образовательную, культурную, информационную и др.

В процессе своей деятельности человек преобразует окружающий мир, а также проявляет свои социальные качества и способности. Активность человека, которая реализуется в процессе деятельности, выполняет две важнейшие функции: во-первых, служит средством для удовлетворения своих потребностей; во-вторых, является средством для выражения и дальнейшего развития способностей и знаний человека.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какие из следующих высказываний о мышлении являются верными?

А. Предметно-действенное мышление имеет тесную взаимосвязь с практикой.

Б. Мышление имеет общественную природу, поскольку существует только во взаимосвязи с трудовой и речевой деятельностью.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. оба высказывания верны
  4. оба высказывания неверны

Ответ. 3.

Какие из приведённых видов мышления являются его качественной, а не оценочной характеристикой?

  1. предметно-действенное мышление
  2. созидательное мышление
  3. образное мышление
  4. конструктивное мышление
  5. понятийное мышление

Ответ. 135.




Поделиться ссылкой