С точки зрения государственно-территориального устройства Россия является федеративным государством. Основа построения Российской Федерации базируется на добровольном объединении национально-территориальных и территориальных субъектов. Данное положение оформлено Федеративным договором, подписание которого состоялось 31 марта 1992 г. После принятия Основного Закона оно получило закрепление и в Конституции РФ.
Выделим основы конституционного статуса субъектов Российской Федерации.
Национально-территориальная составляющая РФ представлена 22 республиками, являющимися государствами в составе РФ, которые при этом обладают полнотой государственной власти, находящейся за пределами компетенции РФ. Основными признаками республик являются:
Кроме того, нужно назвать такие национально-территориальные образования, как автономная область (1) и автономный округ (4), которые можно обозначить как государственные образования в составе РФ, которые обладают полнотой государственной власти, находящейся за пределами компетенции РФ.
Ключевыми признаками подобных образований являются:
Данные образования имеют право по своему усмотрению определять систему органов государственной власти, которая не должна противоречить основам конституционного строя РФ. Изменение границ территории может быть осуществлено лишь при общем согласии органов власти соседних субъектов РФ.
Территориальные образования в составе РФ представлены такими объектами, как край (9), область (46) и три города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.
Важным моментом является возможность изменения состава РФ. Конституция РФ содержит положения, позволяющие принять в Российскую Федерацию или в образования, которые находятся в её составе, новый субъект. Процедура принятия нового субъекта в состав РФ прописана федеральным конституционным законом. Обозначим основные пути изменения состава РФ.
Существует три способа формирования нового субъекта:
Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. привёл к созданию семи федеральных округов, которые охватывают группы субъектов Федерации: Северо-Западный; Приволжский; Южный; Дальневосточный; Центральный; Уральский; Сибирский. В январе 2010 г. был сформирован восьмой федеральный округ — Северо-Кавказский.
Одним из основных принципов федеративного устройства России является размежевание предметов ведения и компетенций, которые доступны органам государственной власти РФ и её субъектов.
К сфере полномочий Российской Федерации относятся такие важные вопросы, как внешняя политика, международные отношения РФ, регулирование вопросов таможенного, валютного и финансового характера, а также судопроизводство и право (уголовное и гражданское). В рамках компетенции Российской Федерации по всей территории РФ действуют федеральные законы.
Необходимо также обозначить полномочия совместного ведения Российской Федерации и её субъектов:
По данным проблемам субъекты Федерации могут принимать собственные законы и нормативные акты, однако они не должны противоречить существующим федеральным законам.
Полномочия субъектов Российской Федерации соотносятся с теми вопросами, которые пребывают вне компетенции РФ или же совместного ведения РФ и её субъектов. Нормативные и правовые акты субъектов РФ, которые издаются по соответствующим вопросам, находятся вне пределов компетенции Федерации, поэтому не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ. Если происходит ситуация, в которой федеральный закон противоречит законам субъекта РФ, приоритет принадлежит закону субъекта РФ.
Ответ. 3.
Ответ. 14.