Функции и ресурсы власти

Любая власть с большим или меньшим успехом выполняет множество функций. Эти функции могут наполняться различным содержанием в зависимости от того, о какой эпохе и каком политическом строе идёт речь в каждом конкретном случае. В целом всё огромное разнообразие действий со стороны власти может быть сведено к нескольким общим задачам.

Прежде всего, это непосредственно задача управления обществом. Она решается через осуществление властью законодательных и судебных функций, через контроль и регулирование политической, социальной, экономической и других сфер жизни общества. Естественно, способы выполнения этой функции бывают принципиально разными: управление может строиться в основном на принуждении страхе, а может — с использованием более гибких методов.

Не менее важной функцией власти является поддержание стабильности в обществе. Эта функция может реализовываться различными способами, Понятно, что представления о стабильности в авторитарном и демократическом государствах сильно различаются. Если при авторитарном и, уж тем более, тоталитарном строе власть добивается стабильности через подавление любой оппозиции, ограничивая гражданские и политические свободы, то в более открытых обществах она выполняет посредническую функцию между различными группами населения, стремится максимально учитывать их интересы и по возможности разрешать существующие в обществе или потенциальные конфликты.

С этой функцией тесно связана информационная: с одной стороны, получение достоверных сведений о жизни общества, потребностях различных групп, их интересах, существующих проблемах и т. д., а с другой — информирование общества о действиях власти.

Б. Е. Ефимов Капитан страны Советов. (Сталин у штурвала СССР). Плакат. 1933 г.
Б. Е. Ефимов Капитан страны Советов. (Сталин у штурвала СССР). Плакат. 1933 г.

Ещё одна функция, служащая целям и управления, и достижения стабильности, — идеологическая. Любая власть стремится формировать в обществе лояльное отношение к себе, внушать гражданам определённые идеалы и интересы. Эта задача реализуется, прежде всего, через образование и культуру. Государства с жёстким политическим строем придают насаждению в обществе своей идеологии особенное значение и сурово карают тех, кто ей противостоит. Они стремятся к максимально широкому контролю, включающему в себя контроль над частной жизнью, нормами поведения, мышлением подданных. В свободных обществах у человека куда больше возможностей оставаться вне идеологического влияния власти, однако полностью изолироваться от него практически невозможно.

Наконец, важная функция власти — приспособление политических институтов к выполнению поставленных целей: налаживание работы бюрократического аппарата, контроль над этим аппаратом, укрепление или, наоборот, ослабление принципа разделения властей, формулирование принципов отношений с оппозицией, проведение политических реформ в своих интересах и т. д.

Основания власти

Упоминавшиеся ранее три «лица власти» могут проявляться в разных формах. Подчинение объекта может строиться на различных основаниях.

Страх — одна из важнейших основ власти. Выше уже говорилось о неизбежной связи власти с наказанием или хотя бы с угрозой возможности применения такового в случае неповиновения. Естественно, в каждом конкретном обществе страх играет большую или меньшую роль. Чем более деспотично государство, тем сильнее страх подданных перед нарушением закона и следующей за этим суровой карой. В то же время в любой системе, опирающейся на правила, предполагаются определённые санкции за их несоблюдение. Даже в любящей и заботливой семье ребёнок знает, что за проступок его накажут, хотя форма наказания, скорее всего, будет не такой суровой, как в семье с более жестокими порядками.

В демократических государствах, основанных на рациональной легитимности, страх значит куда меньше, чем в государствах традиционной легитимности, однако и здесь существуют суд, карательные органы, тюрьмы, различные формы наказания за неповиновение власти, а значит, и страх перед ними. Но если страх превращается в главную, почти единственную основу власти, то велика вероятность, что рано или поздно объект власти прекратит повиноваться — произойдёт революция, переворот, свержение тирана и т. д.

Поэтому даже самые жестокие политические режимы не держатся исключительно на страхе. Одновременно проводится массированная идеологическая обработка общества при помощи средств массовой информации, образования, культуры, которая создаёт основу для более сознательного подчинения народа власти, основанного на ощущении им (народом) своей причастности к тем идеалам, которые она проповедует.

Другим прочным основанием власти может служить традиция, мысль о том, что отношения между субъектом и объектом власти, существующие на сегодняшний день, оставались неизменными в течение многих поколений и «не нам их менять». Роль этого фактора была очень велики в доиндустриальных обществах, построенных на традиционной легитимности. Не случайно в Древнем мире и в Средние века в подавляющем большинстве государств власть передавалась по наследству. Право на престол нового царя, короля, князя, султана естественным образом выводилось из того, что его отец, дед и т. д. тоже были монархами. В торжественном именовании древнего правителя, как правило, подчёркивался царский титул не только его самого, но и его отца. Вполне закономерно стремление многих правителей возводить свою генеалогию к богам или героям —  таким образом традиция передачи власти в их семье получала сильнейшее подкрепление.

Н.В. Неврев. Опричники. Ранее 1904 г. Холст, масло
Н.В. Неврев. Опричники. Ранее 1904 г. Холст, масло.

Одной из существенных причин, повлиявших на начало в России Смутного времени, стало пресечение в конце XVI в. династии Рюриковичей. Борис Годунов (1552—1605)— мудрый, разумный и достаточно мягкий по тем временам правитель — казался законным царём, пока не разразились природные катаклизмы. Холод и голод начала XVII в. были восприняты большинством подданных Годунова как Божья кара, от которой народ не мог защитить государь, избранный и Земским собором, а значит, не опиравшийся на древнюю традицию.

И Новое и Новейшее время значение страха и традиции для поддержания политической стабильности но прежнему остаётся достаточно существенным. Но в странах с рациональной легитимностью власти на передний план выдвигаются другие факторы: интересы объекта, убеждение авторитет субъекта власти.

По мере того как всё новые и новые страны переходили к демократическому строю, распространялась и укреплялась убеждённость в том, что власть должна учитывать и защищать интересы всех членов, а не только собственные. По сути дела, любое народное представительство отвечает или, по крайней мере, должно отвечать этому условию. В борьбе за власть представители различных политических течений пытаются максимально убедительно продемонстрировать, что именно они являются наилучшими выразителями и защитниками интересов избирателей, т. е. стремятся завоевать наибольший авторитет. Естественно, авторитет может строиться на прочных основаниях, а может быть «дешёвым», приобретённым за счёт популистских действий лидера или организации.

Но в любом случае наличие авторитета, вера людей в то, что эти конкретные носители и форма власти соответствуют их интересам, — один из важнейших факторов, определяющих прочность и стабильность власти.

Конечно, традиционная власть пользовалась не меньшим, а в какой-то мере и большим авторитетом, чем основанная на рациональной легитимности. В этом последнем случае субъект власти апеллирует к логическим доводам, формулирует политические программы, планы экономического развития и т. д. Впрочем, авторитет власти может быть окружён иррациональным ореолом и в Новое время, как это происходит с многочисленными диктаторами и харизматическими лидерами, которым приписывают все мыслимые достоинства и на которых возлагают надежды по решению всех существующих в обществе проблем.

Ресурсы власти

Политическая власть использует различные виды ресурсов.

Обладание экономическими ресурсами является одним из ключевых условий устойчивости и мощи власти. Может быть, в истории и есть примеры, когда харизматический лидер приходил к власти, не располагая большим запасом средств, но удержаться у руля и эффективно управлять государством, не владея достаточными ресурсами, уж точно нельзя.

Прежде всего, власти требуются деньги — как для собственного функционирования (организация госаппарата, сбор информации, содержание силовых органов), так и для успешного управления страной (развитие экономики, социальные программы, содержание бюджетников).

Помимо денег экономическими ресурсами власти служат природные богатства страны. В число важнейших из них в современном мире входит нефть, обладание или же, наоборот, нехватка которой оказывает огромное влияние не только на экономическое развитие страны, но и на её политическую жизнь.

Долгое время государственная  власть не так уж сильно вмешивается в экономическую сферу. Использование экономических ресурсов в древних и средневековых государствах ограничивалось в большинстве случаев сбором налогов и содержанием чиновников и войска. Только в XVII в. возникли первые теории о необходимости более пристального контроля над этими ресурсами. В частности, сформулированная тогда экономистами теория меркантилизма гласила, что богатство страны зависит от количества денег в ней. Вдохновляясь этими идеями, правители стали проводить протекционистскую политику, суть которой сводилась к защите собственной экономики при помощи системы таможенных пошлин. Таким образом, государство впервые начало активно участвовать в процессе формирования экономических ресурсов страны.

Совершенно новый подход обозначился в XX в., когда распространились представления  о возможности, а иногда и о жизненной необходимости государственного вмешательства в финансовую сферу, участие в контроле над природными ресурсами, развитие госсектора в экономике и т. д.

Силовые ресурсы — другое мощное средство, с помощью которого власть обеспечивает своё влияние. Как уже отмечалось, любое, даже самое демократическое правление в той или иной мере использует принуждение, наказание или хотя бы страх перед возможным наказанием. Именно поэтому — силовые структуры армия, карательные органы, суд, тюрьмы, разведка и контрразведка — играют огромную роль в жизни государства. Такая ситуация существовала во все времена; не случайно одним из важнейших этапов формирования государственной власти в любом обществе было сначала выделение военной знати, затем создание письменных законов и,  соответственно, аппарата, отвечающего за их исполнение и наказание тех, кто законы нарушает.

Роль силовых структур в современной власти — сложная и противоречивая проблема. С одной стороны, они необходимы для поддержания власти, с другой — постоянно существует риск приобретения этими структурами излишнего влияния, так как они легко могут под видом обеспечения всеобщей безопасности добиться полного контроля над остальными институтами.

В последние годы во многих странах ведутся острые дебаты о том, надо ли наделять силовые структуры новыми полномочиями для более эффективной борьбы с терроризмом. Сторонники такой политики говорят о необходимости обеспечить безопасность общества, тогда как противники опасаются возможных нарушений прав человека.

Примерами излишнего влияния силовых структур могут служить многочисленные милитаристские перевороты в странах Латинской Америки и Азии, где военные приходили к власти, отстраняя демократические правительства. Конечно, власть не способна обойтись без силовых ресурсов — но очевидно, что она должна использовать их только при достаточно широком контроле со стороны общества.

Ещё одна группа ресурсов, чьё значение постоянно возрастает, — это ресурсы информационные. Владение информацией всегда было необходимым условием существования власти. С глубокой древности правители стремились иметь адекватное представление о своих подданных: об их количестве, нуждах, а подчас и об их настроениях. Для этого они проводили переписи, принимали жалобы, содержали шпионов. В то же время «третье лицо» власти нуждается в распространении информации, служащей интересам государства, — для обоснования своей политики и формирования соответствующих взглядов у подданных.

Прежде, когда информация передавалась медленно, а большая часть населения была неграмотной, функцию информационных ресурсов часто брали на себя религия и образование — две силы, с помощью которых власть внушала нужные ей идеи. Правители XVI—XVII вв. не жалели денег на строительство дворцов, устройство пышных празднеств, приглашение знаменитых художников и скульпторов, чтобы продемонстрировать всем своё могущество, — это тоже был своеобразный информационный ресурс.

Когда в Новое время стали возникать новые способы передачи информации и появилась система СМИ (средств массовой информации), власть быстро почувствовала, как огромен их потенциал. В современном мире, где постоянно с огромной скоростью передаются гигантские объёмы информации, значение этих ресурсов трудно переоценить. Владение информацией и правильное её размещение часто дают возможность выиграть в борьбе за власть. С одной стороны, это приводит к желанию как можно быстрее получать сведения об экономических, политических, экологических и любых других переменах. С другой стороны, власть использует практически безграничный потенциал СМИ для обоснования своей политики, внушения подданным тех или иных идей, борьбы с оппозицией (которая со своей стороны также стремится поставить информацию себе на службу).

Здание Правительства Российской Федерации
Здание Правительства Российской Федерации

В современном мире вовремя опубликованная статья или материал, размещённый в Интернете, могут уничтожить репутацию политика, а правильно проведённая пиар-кампания способна изменить расстановку политических сил в стране и повлиять на исход выборов. Настоящим войнам часто предшествуют или же сопутствуют войны информационные: СМИ освещают ход событий в нужном власти свете и мощно воздействуют на общественное мнение. Когда в 1991 г. американская телекомпания CNN показывала в прямом эфире операцию «Буря в пустыне» (войну между США и Ираком), такие передачи были редкостью. Ныне онлайновое освещение вооружённых конфликтов стало само собой разумеющимся.

Власть может пользоваться также социальными ресурсами, предполагающими повышение или понижение социального статуса граждан, обеспечение их доступа к образованию, здравоохранению и т. д. Важную роль в выполнении задач власти играют и демографические ресурсы.

Уровни власти

Политическая власть может осуществляться на нескольких уровнях: макроуровень — власть в масштабе всего государства, мезоуровень — власть на уровне тех административных единиц, на  которые делится государство, и, наконец,  микроуровень — проявление власти в малых группах на местах.

Макроуровень, естественно, определяет стратегические вопросы в деятельности власти, однако стабильность государства и эффективность управления во многом зависят от того, как организована координация действий власти на всех уровнях. Если решения, принимаемые на макроуровне, в той или иной форме саботируются на других уровнях, то власть оказывается неэффективной. Политика, при которой практически все вопросы решаются на макроуровне, обычно оказывается не слишком успешной.

Микроуровень важен тем, что на нём осуществляется контакт представителей власти с обществом — в виде его отдельных членов или же неправительственных организаций. Если эти контакты дают возможность сотрудничества и соотнесения интересов обеих сторон, то они оказываются крайне выгодными, если же они носят излишне бюрократический или, наоборот, слишком анархический характер, то от этого страдают и власть, и общество.

Типы власти

Типы политической власти могут определяться по различным принципам. Наиболее распространённый подход — классификация по форме политического режима. Возможно деление в зависимости от формы правления: монархия (абсолютная, конституционная), республика (президентская, парламентская, смешанная), а также по национально-территориальному устройству государства: унитарная, федеративная, конфедеративная власть.

Автор: Тамара Эйдельман




Поделиться ссылкой