История развития демократии

Демократия в буквальном переводе с греческого означает «власть народа». В современном понимании это форма государственного устройства, основывающаяся на власти закона, разделении властей, уважении к правам человека. Существует множество различных концепций демократии, так же, как и вариантов демократических государств.

Демократические государства в древности

Зарождение демократии связывают с городами-государствами (полисами) Древней Греции, прежде всего с Афинами. Форма правления, сложившаяся здесь в VI—V вв. до н. э., сильно отличалась от тех, что существовали во всех остальных древних государствах. Важнейшие вопросы внутренней и внешней политики полиса решались на народном собрании, в котором могли участвовать все взрослые мужчины — граждане города (в Афинах их число, в зависимости от периода составляло от 20 до 40 тыс. полноправных граждан из них 6 тыс. активных постоянных участников народного собрания). Решения принимались большинством голосов. Основные должностные лица избирались открытым голосованием или по жребию, а тех, чья популярность способна была повредить существующему порядку, могли подвергнуть процедуре остракизма— «суда черепков». Голосование по этому вопросу требовало присутствия не менее чем 6 тыс. человек. Граждане писали на черепках имена тех, чье влияние на полис, по их мнению, следовало ограничить. И если на 6 тыс. черепков находили имя одного и того же человека, то его на 10 лет изгоняли из Афин.

В древних Афинах, безусловно, присутствовали многие признаки, считающиеся сегодня неотъемлемыми чертами демократического строя, — выборные должности, решение вопросов голосованием всех граждан (характерный признак прямой демократии). В Афинах существовал также выборный суд — 500 судей избирались по жребию. Жребий расценивался как воля богов, а большое количество судей считалось гарантией от подкупа. Судебные заседания проводились публично, присутствовало даже нечто подобное сегодняшней состязательности сторон (хотя и не в современном виде — в Афинах не было защитников и обвинителей, речи произносили сами истцы и обвиняемые).

Однако в сегодняшнем мире Афины вряд ли были бы признаны демократическим государством. Не забудем, что большинство жителей города — женщины, рабы, приезжие — не имели политических прав.

В последующие столетия греческие города-государства пережили период тяжёлого кризиса демократического строя. Всё большую власть и народных собраниях получали ораторы-демагоги, увлекавшие за собой тс winy «демагогическими» обещаниями и непродуманными призывами. Появились люди, наживавшиеся на некомпетентности выбранных по жребию судей. Привлечение человека к суду стало способом наживы для профессиональных мошенников— сикофантов.

Многие предпочитали откупиться от ложного обвинения, чем быть подвергнутым длительному судебному разбирательству с неясным исходом. Сильные и яркие люди, выдающиеся политики, независимые мыслители всё чаще воспринимались как угроза полису и подвергались преследованиям. Жители Афин ради защиты своего строя изгнали Фемистокла, управлявшего городом во время Греко-персидских войн и обеспечившего победу в войне. Философ Анаксагор тоже был изгнан, а великий Сократ казнён, так как их учения не соответствовали традиционным представлениям жителей полиса. Знаменитому полководцу Алкивиаду пришлось бежать от смертной казни по обвинению в оскорблении богов.

Все эти события постепенно порождали разочарование в демократическом строе. Недаром великие философы Платон и Аристотель подвергали демократию острой критике. Платон сформулировал свою модель идеального государства, построенного на неравенстве разных групп населения и куда больше напоминавшего аристократическую Спарту, чем демократические Афины. Аристотель считал, что республиканский строй легко может привести государство к установлению власти черни, необразованной толпы. В эпоху эллинизма во всех полисах демократическое устройство постепенно уступило место монархическому.

Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча. 1889 г.
К.В. Лебедев. Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча. 1889 г.

Признаки демократии в Средние века

Другими носителями зачатков демократии можно назвать средневековые города-государства, где также существовало выборное правительство — магистрат. В некоторых местах вопросы решались голосованием на неком подобии народного собрания. Яркими примерами могут служить Новгород или швейцарские кантоны. Но и здесь тоже нельзя говорить о демократии в современном смысле слова. Участниками новгородского веча были только «триста золотых поясов» — бояре, потомственные аристократы. Правда, существовали выборные собрания представителей разных частей города — улиц и концов — так называемые уличанские и кончанские веча, однако они не могли решать общегородские проблемы.

В западноевропейских городах жители в течение нескольких столетий боролись за освобождение от власти феодалов. В конце концов, многим городам удалось добиться предоставления им значительной независимости. Горожане получили право избирать собственное «правительство», самим решать свои финансовые вопросы и судить своих сограждан.

Некоторые средневековые республики добились большой мощи и процветания, достаточно вспомнить Венецию, Геную или Флоренцию. Многие города, не получившие полной независимости, всё-таки имели право на выборы собственных органов управления. В западноевропейские магистраты выбирали, конечно же, только богатейших представителей местной знати или буржуазии, что неоднократно вызывало восстания бедноты. Как и в древности, о правах женщин речь даже не заходила. Но наличие выборных должностей, решение многих вопросов в результате открытого обсуждения можно считать в какой-то мере зародышем современной демократии.

Развитие демократии в новое и новейшее время

По-настоящему о зарождении демократии можно говорить только применительно к Новому времени. В XVII—XVIII вв. философы-просветители (Т. Гоббс, Дж. Локк, Монтескьё и др.) сформулировали важнейшие принципы демократического устройства государства и обосновали преимущество демократического строя перед абсолютной монархией. Примерно в это же время идеи мыслителей начали постепенно притворяться в жизнь.

Дж. М. Райт. Томас Гоббс. XVII в.
Дж. М. Райт. Томас Гоббс. XVII в.

Длительная борьба английского парламента с королями династии Стюартов в XVII в. завершилась «Славной революцией» — изгнанием короля Якова II в 1688 г. и принятием Билля о правах в 1689 г. Основную власть в стране получил представительный орган — парламент, чьи права постепенно расширялись, также, как и представительство в нём различных слоёв населения. Ещё более бурно демократический строй зарождался во Франции, где крушение абсолютной монархии произошло в результате Великой французской революции, а демократические институты постепенно развивались в течение всего XIX в., когда в стране произошло ещё несколько революций. Демократический строй в Соединённых Штатах Америки установился в итоге Войны за независимость (1775—1783), которую американские колонии вели против Англии.

Перемены в этих трёх странах легли в основу дальнейшего распространения демократического строя по всему миру в XIX—XX вв.

Автор: Тамара Эйдельман




Поделиться ссылкой