Религия и её место в обществе

В середине прошлого столетия социологи предположили, что роль религии в жизни общества будет уменьшаться, пока совсем не исчезнет. Эту тенденцию связывали с развитием научного познания. Атеисты восхищённо повторяли слова, приписываемые первому космонавту Юрию Гагарину, который «побывал на небе, но Бога не видел».

Юрий Гагарин
Юрий Гагарин

Однако уже в 1970-х гг. реальность стала опровергать эти прогнозы. Начиная с исламской революции в Иране (1979) политологи отмечают религиозный ренессанс во многих странах мира. В 1990-е гг. этому возрождению в немалой степени способствовал крах коммунистической идеологии на территории бывшего СССР и Восточной Европы, А события «арабской весны» 2010—2012 гг. продемонстрировали, что роль религии в странах ислама не только уменьшается, но и растет.

Сегодня религиозный фактор приходится учитывать в политической жизни даже тех стран, где большинство населения составляют светские люди. Появились термины «политизация религии» и «религизация политики».

Религия и вера

Бытует несколько версий происхождения слова «религия» от разных латинских корней. Согласно первой, в основе лежит слово religio, означающее «совестливость», «благочестие», «почитание» и др. Вторая, высказанная Цицероном, возводит слово к глаголу relegere — «вновь собирать», «снова обсуждать», «опять обдумывать». Цицерон полагал, что это в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Третья версия исходит от ритора Лактанция, который был прославлен мыслителями Возрождения как «христианский Цицерон». Лактанций считал, что слово религия происходит от religare — «соединять», «связывать». Оно отражает суть религии, связывающей земной, материальный мир с миром высшим, духовным.

Существует множество определений религии, и выделить среди них наиболее точное вряд ли возможно. Религией называют «особое отношение человека к Высшему существу» (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона), «мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряжённое с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы» (энциклопедия «Религия») и т. п. Принято считать, что неверующий человек не способен понять и определить сущность религии. Между тем вера и религия — несколько разные вещи.

Верой в широком смысле называют признание некоей истины без доказательств. Религиозная вера — это вера в существование Высшей силы, не воспринимаемой органами чувств и не постигаемой разумом.

Религия помимо веры включает в себя религиозные представления, догмы, институты, действия, совокупность которых составляет культ. Необходимо учитывать и такие понятия, как религиозные чувства и религиозное сознание.

Религиозные представления — это совокупность идей и образов, которые верующие считают полученными от Бога (богов) или людей, достигших состояния высшего просветления. К ним относится прежде всего само понятие Божественной сущности, а также представления об отношениях высшего существа (существ) с земным миром, истории о возникновении или сотворении мира, о целях человеческой жизни, о загробном мире и т. п. Религиозные представления формируют религиозное сознание, которое существует на двух уровнях — обыденном (низшем) и концептуальном (высшем).

Высший уровень религиозного сознания — это область священного: понятия, принципы, идеи, аргументация, концепции. Сюда же относятся догматы (или догмы) — положения, утверждённые высшим религиозным институтом. Они обычно оформлены в канон — свод религиозных положений. В состав канона входят учение о Боге (богах), происхождении мира, природе, человеке и т. п. и ритуальные предписания.

Главный источник знаний о высшем начале — мифы или священные тексты, которые существуют практически во всех современных религиях. Обыденное религиозное сознание существует в виде образов, представлений, стереотипов, установок, настроений, привычек и традиций. Здесь главную роль играют эмоции, переживания и образы. Таковы «любовь к ближнему», «страх Божий», «благодать» и т. п.

Ещё одним компонентом религиозного сознания является религиозный опыт: медитация, экстаз, мистические видения, созерцание Бога и т. п.

Для верующих очень важен такой компонент религиозного сознания, как принадлежность к группе, исповедующей одну религию (в православном христианстве она обозначается как соборность, в исламе — умма), общность всех единоверцев, их духовного опыта, чувств и представлений.

Религия в первобытном обществе и Древнем мире

Религиозное мировоззрение свойственно абсолютно всем народам, хотя в разных странах и в разные эпохи оно принимало самые разнообразные формы.

Спас в силах. Из деисусного чина. Первая половина XV в.
Спас в силах. Из деисусного чина. Первая половина XV в.

Процесс социогенеза продолжался в палеолите около 2,9 млн лет и завершился примерно 50 тыс. лет назад. В результате его человек стал существом не только разумным, но и социальным. Его поведение регулировалось уже не инстинктами, а традициями и обычаями, которые формировались на основе первобытных верований. К ним относят, например, тотемизм — представление о происхождении определённого рода от какого-то животного или растения. Наличие общего тотема (животного или растительного предка) подчёркивало единство членов данного рода и их отличие от всех остальных.

Фетишизм (от лат. factitius — «магически искусный») создавал культ неодушевлённых предметов и наделял их сверхъестественными свойствами. Поклонение фетишу также порождало традиции и обычаи, свойственные определённому роду или племени.

Предтечей более поздних религий стал анимизм (от лат. anima — «душа»). Первобытные люди одушевляли силы природы, животных и растения — наделяли их душой, желаниями, мыслями. Английский антрополог Эдуард Тайлор (1832— 1917) в своей работе «Первобытная культура» сформулировал такую идею: «Анимизм есть минимум определения религии». И хотя позже обнаружилось, что мировоззрение первобытных народов не всегда включало в себя анимистические представления, несомненно одно: практически все существующие ныне религии содержат веру в самостоятельные духовные субстанции. Тотемистические мифы со временем стали объединяться в мифологию — совокупность преданий о миросозидающей деятельности богов и других сверхъестественных сил.

Необходимость упорядочить ритуал и магию, сделать их действенными инструментами управления жизнью общества привела к появлению религии. По своим функциям она отличалась от верований первобытного общества, где интересы индивидуума и рода, как правило, совпадали.

Более 50 веков назад, во второй половине IV-начале III тыс. до н. э. на берегах Нила, Тигра, Евфрата, Инда возникли первые великие цивилизации — государственные объединения, В них судьбой человека распоряжался закон, который подавлял личность ради блага общества, разобщённого враждой и неравенством, построенного на власти меньшинства над большинством. Такая власть нуждалась в легитимации, которую и обеспечивала религия, провозглашая её, власти, божественное происхождение.

У жителей Вавилонии не вызывало сомнений, что правитель выражает волю богов. Древние египтяне видели в фараоне сына бога солнца Ра, земное воплощение божественной власти, которая распространяется не только на людей, но и на всю Вселенную.

Одновременно у египтян формировались этические постулаты веры, которые строились на идее загробного воздаяния, ожидающего человека за все его добрые и злые дела. В «Книге мёртвых», датируемой серединой II тысячелетия до н. а, приводятся оправдания смертного на суде владыки мёртвых — бога Осириса: «Я не творил зла, я не крал... я не завидовал, я не совершал прелюбодеяния... я не поднимал руку на слабого... я не убивал..., я не сквернословил...». Эти нормы регулировали поведение человека в обществе, воспитывая, как сказали бы сейчас, законопослушного гражданина.

Египетские жрецы обладали большой силой и влиянием не только благодаря поддерживавшей их государственной власти. Они использовали свои обширные познания о природе, окружая себя тайной и мистическим ореолом.

Этические постулаты, тема посмертного воздаяния, мистика, особая каста священнослужителей — это те признаки религии, которые сохранились и в современных конфессиях.

Суд Осирио, Иллюстрация из египетской «Книги мёртвых»
Суд Осирио, Иллюстрация из египетской «Книги мёртвых»

Во второй половине IV тысячелетия до н. э. в долине между Тигром и Евфратом развивается другая цивилизация — шумеров и аккадцев. В Уруке, Уре, Лагаше, Кише, Ниппуре и других городах-государствах Южного Междуречья в начале их истории и гражданская, и религиозная власть могла сосредотачиваться в одних руках. Верховный жрец, он же и верховный правитель, управлял строительством оросительных каналов, руководил сбором налогов, возглавлял войско. Позже произошло разделение религиозной и гражданской функции между двумя людьми: жрецом, которого называли эн, и царем — энси.

Древние шумеры считали, что человек был создан богами из глины, чтобы служить им, обеспечивая их пищей, питьём и кровом. Шумеры полностью принимали своё подчинённое положение и безропотно следовали божественным повелениям. Эти убеждения помогали жрецам и царям сохранять в обществе повиновение и порядок. Но и правители более всего гордились тем, что поддерживали в стране закон и порядок, защищали слабых и бедных, искореняли насилие.

Процессия двенадцати олимпийских богов. I в. до н. э.-I в. н. э.
Процессия двенадцати олимпийских богов. I в. до н. э.-I в. н. э.

Пантеон античных богов-олимпийцев сложился из греческих и крито-микенских верований. Здесь боги выступают в роли «старших братьев», бессмертных и более могущественных, чем люди, но соразмерных им. Человек античной эпохи мог спорить с богами, соперничать с ними в силе и славе. Кроме того, греки воплощали в своих богах драгоценные для себя понятия красоты, порядка, меры, гармонии Вселенной.

Древние римляне отождествили своих древних богов с греческими. Особенно почитался Юпитер, чьё имя упоминалось при каждом значительном деле — государственном или частном. Поклонение этим всесильным покровителям регламентировалось строгим порядком жертвоприношений и обрядов. Простой человек всё время боялся, что ошибка, неточность в обряде лишит его милости бога, подобно тому, как несоблюдение формальности может стать причиной проигранного дела в суде.

Важность точного совершения культовых действий в большинстве религий Древнего мира такова, что их можно отнести к магическим, в отличие от появившихся позднее этических религий. На фоне религиозных систем Месопотамии и Египта, древних цивилизаций Латинской Америки, долины Инда (территория современной Индии), бассейна реки Хуанхэ (современный Китай) заметно выделяется зороастризм, возникший в Древнем Иране. Его основал иранский пророк Зороастр (Заратуштра), живший, по разным данным, в период от 6000 лет назад до 400 г. до н.э.

Тласотеотль -богиня земли у ацтеков
Тласотеотль-богиня земли у ацтеков

Зороастризм принадлежит к пророческим религиям. В дуалистичном мире, созданном творцом Ахурой Маздой, идёт постоянная борьба между созиданием и разрушением, между двумя духами — добрым и злым (Спентой и Ангрой). На первый план выступает этическая идея свободного нравственного выбора человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. Именно в зороастризме впервые появляются понятия рая, грехопадения человека и божественного наказания. В нём также присутствует учение о конце мира, Страшном суде и Спасителе. В практике зороастризма использовалась молитва — обращение к Богу. Её слова верующие повторяли вслед за жрецом.

Зороастризм — одна из немногих древних религий, сохранившаяся до наших дней.

Впоследствии три монотеистические религии — иудаизм, христианство и ислам — сменили ранние формы религиозного сознания многих народов.

Автор: Ирина Меркина




Поделиться ссылкой