Российская геополитика

Геополитика в нашей стране развивалась под сильным влиянием характерных для середины—второй половины XIX в. философских рассуждений об «особом пути» и «особом предназначении» России. На ней отразились и концепции славянофилов, подчёркивавших принципиальное отличие российской истории и культуры от западной. Славянофилы, правда, сосредоточивались прежде всего на религиозной и исторической специфике развития России, не придавая слишком большого значения географическим факторам, однако сама идея «особого русского пути» впоследствии неоднократно осмыслялась и перерабатывалась историками, философами, политиками.

Интересно, что мыслитель, чьи работы также оказали большое влияние на формирование геополитических идей в России, был по образованию натуралистом и одним из первых в русской культуре начал подходить к развитию цивилизации как к функционированию живого организма. Н. Я. Данилевский (1822— 1885) в своей книге «Россия и Европа» сформулировал мысль о том, что в истории нет единого поступательного развития, а существует несколько культурно-исторических типов — «самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития».

Каждый такой культурно-исторический тип (или, как мы бы сказали сегодня, каждая цивилизация) проходит, как любой биологический организм, через периоды молодости, взросления, зрелости и, наконец, дряхлеет и умирает. Большая часть из десяти культурно-исторических типов, выделенных Данилевским, по его мнению, уже отмерла, а наиболее ангинными и молодыми он считал романо-германский и славянский миры, которые, как он полагал, отличаются прямо противоположными чертами и обречены на борьбу и противостояние.

Н. Я. Данилевский
Н. Я. Данилевский

Идеи Данилевского оказали сильное влияние на тех учёных, которые называли себя евразийцами. Они выработали свой особый взгляд на философию российской истории и создали, пожалуй, единственную серьёзную геополитическую школу в России.

Евразийство

Евразийство — философское течение, сформировавшееся в 1920-х гг. в среде русских эмигрантов. Мыслители (П. М. Савицкий, Н. С. Трубецкой. Л. П. Карсавин и др.), выброшенные революцией за пределы родины, мучительно пытались понять, в чём особенности исторического пути России. Идеи, к которым они пришли, оказались близки по сути тем мыслям, которые примерно в это же время — в 1920—1930-х гг. развивали немецкие геополитики. Только акцент с судьбы Германии был в данном случае перенесён на судьбу России.

Н. С. Трубецкой
Н. С. Трубецкой

Евразийцы пришли к выводу о том, что пространство Восточной Европы и степи Азии являются особым миром, где сформировалась своя культура, основанная на смешении православного славянского начала и монгольского («туранского») элемента. Они выводили из этого сочетания важнейшие черты развития славянской цивилизации и противопоставляли их цивилизации романской с не меньшим упорством, чем германские философы проводили противопоставление между народами суши и народами моря. При этом они делали вывод о неприменимости для России тех политических и духовных принципов, на которые опирается «романская» цивилизация, и прежде всего — о чуждости идеи демократии.

Очевидно, что для этих мыслителей, чья интеллектуальная активность пришлась на 1920-е гг., то была своеобразная попытка объяснить самим себе факт прихода к власти большевиков и установления диктатуры в стране. Как немецкие геополитики, не всегда полностью одобряя деятельность нацистов, всё-таки видели в сильной власти Гитлера возможность для осуществления своих философских и политических идей, так и евразийцы лелеяли утопическую мечту о том, что большевистская власть постепенно переродится в некий режим, подобный российскому самодержавию, который казался им наиболее правильным устройством для России.

Шапка Мономаха
По одной из версий, сама форма шапки Мономаха напоминает монгольские головные уборы, свидетельствуя о связи монгольской культуры и византийско-славянской традиции.

Евразийство оказалось, по сути дела, единственной серьёзной геополитической школой России. Все остальные политики или мыслители, называющие себя сегодня геополитиками, используют те или иные положения евразийской философии для обоснования своей, обычно крайне националистической, идеологии.

Единственным настоящим учёным, развивавшим наследие евразийцев, был Лев Николаевич Гумилёв, хотя этот человек, трижды в своей жизни побывавший в сталинских лагерях, в своих работах тщательно избегал упоминания самого слова «евразийство». Между тем Гумилёв ещё в лагере познакомился с одним из виднейших представителей евразийства, Петром Савицким, и воспринял многие его мысли. Как личность Льва Гумилёва, сына одной из самых знаменитых пар в русской литературе — Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, так и его теория постоянно вызывали большой интерес, подчас излишне спекулятивный. С книгами Гумилёва отчаянно спорили представители различных наук и идейных направлений, и точно так же его мысли поднимали на щит подчас совершенно непохожие друг на друга историки и политики.

Иван Грозный. Парсуна из Лицевого свода. XVI в.
Иван Грозный. Парсуна из Лицевого свода. XVI в. Правление царя-тирана зачастую приводят как пример, подтверждающий чуждость демократии национальной культуре

В концепции Гумилёва наиболее устойчивой человеческой общностью является этнос, причём развитие этносов зависит прежде всего от многочисленных географических, биологических и даже космических форм воздействия. Состояние степи, характер ландшафта, интенсивность космического облучения — эти факторы представлялись учёному более существенными, чем политическое или идеологическое развитие. Именно энергия биосферы определяет одно из ключевых понятий всей концепции Гумилёва — пассионарность, непреодолимое стремление к достижению определённой цели. Количество пассионариев в конкретной этнической группе определяет поведение этноса в целом и воздействует на ход исторических событий.

Идеи Гумилёва подвергались разнообразной и достаточно обоснованной критике. В то же время необходимо признать, что он ввёл в тучный обиход огромное количество ранее не использовавшегося материала (прежде всего связанного с историей азиатских кочевых народов), продемонстрировал богатые возможности междисциплинарного подхода — в данном случае сочетания истории, философии, биологии, географии.

Л. Н. Гумилев в юности
Л. Н. Гумилев в юности

К сожалению, идеи евразийцев и Гумилёва в последние десятилетия XX в. и в начале нынешнего столетия часто использовались и используются российскими философами и политиками в основном для формирования крайне националистических концепций развития России и пропаганды антизападной политики. Новых серьёзных геополитических концепций в последние десятилетия создано не было.

Автор: Тамара Эйдельман




Поделиться ссылкой