Теории элит

Идеи элитизма в истории политической мысли

Предшественниками современных теорий элит можно назвать Платона, Томаса Карлейля, Фридриха Ницше. Как целостная система взглядов теории элит были сформулированы в конце XIX — начале XX в. и связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса.

Концепции элит Моски, Парето и Михельса объединяют такие идеи.

  1. Особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием её представителей, проявляющиеся в её способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть.
  2. Групповая сплочённость, элиты — группы, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя как особого слоя, притонного руководить обществом.
  3. Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное нетворческое большинство. Хотя персональный состав элиты изменяется, её господствующее положение по отношению к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племён, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.
  4. Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими личными и социальными качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба неизбежна.
  5. Руководящая роль элиты в обществе. Она выполняет необходимую для социальной системы функцию управления.
  6. Стремление сохранить и передать свой статус по наследству.

Теория элиты Вильфредо Парето

Самое крупное сочинение итальянского социолога и экономиста Парето, в котором представлены его социологические теории, — «Трактат по общей социологии». В нём говорится, что индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется Парето совершенно естественным фактом. Люди, обладающие наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. Социальная история представляет собой непрестанную циркуляцию элит. Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления.

Согласно психологической концепции Парето, все человеческие поступки делятся на логические и нелогические; первые определяются осознанными целями, вторые — неосознанны, иррациональны. Комплекс побудительных инстинктов, стремлений, чувств и интересов составляет константу любого нелогического действия, которую учёный называл «остатком». Вторым основным элементом нелогических действий являются интерпретации этих «остатков» — «производные» в терминологии Парето, Вступая во взаимодействие друг с другом, «остатки» и «производные» определяют конкретный социальный процесс.

Существуют два основных класса «остатков»:

  1. класс — «инстинкт комбинации», т. е. способность к изобретению, воображению, творческому мышлению;
  2. класс — «упорство агрегатов», т. е. вялая, консервативная тенденция.

Людям, обладающим «остатком» 2-го класса, свойственно быть массой, толпой, а те, кто наделён «остатком» 1-го типа, — элитой.

Исходя из этой схемы, Парето строил объяснение механизмов общественной жизни. По его мнению, любой общественный процесс распадается на три цикла: политический, экономический, идеологический. Каждый цикл определяется двумя основными типами элит: в политике это «львы» и «лисы», в экономике — «рантье» и «спекулянты», в идеологии — «оптимисты» и «скептики». Первые опираются на силу, храбрость, подавление, вторые — на интриги, гибкость, вероломство.

«Львы» — политические вожди, использующие власть для осуществления своих идеальных целей. Они консервативны в правлении.

«Лисами» Парето называл тех политических лидеров, которые не верят в абсолютность своих целей и для достижения власти активно применяют обман и политические спекуляции.

Парето выдвинул идею о постоянной борьбе разных типов элит за власть. Ни один тип не способен решить всех проблем управления, поэтому необходима постоянная смена (циркуляция) элит.

Циркуляция элит нужна для поддержания социальною равновесия. Между элитой и остальной массой населения непрерывно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты.

Если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция отсутствует или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и её упадку.

В то же время в низшем слое растёт число индивидов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счёт представителей низшею слоя.

В сфере экономики циркуляцию обеспечивают «спекулянты» и «рантье». «Рантье» — люди, живущие на проценты со своего капитала. «Спекулянты», обладая хорошими способностями в области экономических комбинаций, не довольствуются фиксированным доходом, часто незначительным, и стремятся заработать больше, идя на рискованные операции. Каждая из двух категорий выполняет в обществе особую полезную функцию. «Спекулянты» часто «служат причиной изменений и экономического, и социального прогресса». «Рантье», наоборот, составляют мощный фактор стабильности. Общество, в котором почти исключительно преобладают «рантье», остаётся неподвижным и склонно к застою и загниванию. Общество, где доминируют «спекулянты», лишено стабильности; оно находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко может быть нарушено изнутри или извне.

Теория элит Гаэтано Моски

Гаэтано Моска (1858—1941), выдающийся итальянский политолог, понятию «элита» предпочитал термины «правящий класс» и «политический класс», употребляя их как синонимы. Впоследствии он вынужден был внести уточнения, отметив, что политический класс является базой для правящего.

Гаэтано Моска
Гаэтано Моска

Правящие классы не только стремятся к приобретению и сохранению богатства, но и претендуют на ключевые позиции в распространении и использовании научных знаний, к господству в духовной сфере. В любом обществе действует тенденция к образованию «наследственных каст» правящего класса.

Основные причины потери господствующего положения любым классом состоят, с точки зрения Моски, либо в утрате качеств, благодаря которым он пришёл к власти, либо в их неадекватности новой социальной среде.

Моска считал главной линией развития общества борьбу двух тенденций: желания господствующего класса удержать и передать по наследству власть и стремления нового класса изменить соотношение сил. Чередование в обществе тенденций к стабилизации и обновлению создаёт некое ритмическое развёртывание исторического процесса.

Прерывание «замкнутости» социальной системы вследствие контактов с другими народами, войн, новых религиозных и идейных движений или иных причин ведёт к тому, что «наиболее активные, ловкие и смелые» выходцы из низов начинают пробиваться на верхние ступени социальной лестницы. «Молекулярное обновление политического класса» сохраняется до тех пор, пока не наступит новый период социальной стабильности.

Структура правящего класса определяет политический тип общества в целом. Источниками его власти могут быть военная сила, богатство, особые знания, в том числе богословские. Военная сила закрепляется в собственности, а последняя порождает политическую власть (соответственно, военное общество сменяется феодальным, а затем бюрократическим).

Во всяком обществе элита стремится монополизировать свои позиции и передавать их потомкам, т. е. добивается превращения в наследственную касту. Этому препятствует возникновение новых источников богатства, знаний, религиозных идей, которые открывают путь к господству представителям нижних слоёв. Вся история цивилизованного человечества, по убеждению Моски, сводится к конфликту между двумя этими общественными силами.

Значение идей Парето и Моски в развитии итальянской и мировой социологии состоит в том, что с их именами связан переход от классических либеральных концепций к концепциям элит.

Концепцию элит, причём с акцентом на экономические явления, более детально разработал Парето. Определённое влияние на его выводы оказали взгляды итальянского мыслителя эпохи Возрождения Никколо Макиавелли, который постулировал изначальное неравенство в любом обществе и необходимость правящим группировкам удерживать власть любыми возможными средствами.

Моска основное внимание уделил структуре политического механизма. Его главная заслуга — выделение элиты как специального объекта исследования, анализ её структуры, законов функционирования, прихода к власти, причин вырождения и упадка, смены её контрэлитой. Он стремился найти хоть какие-то основания для политического развития в сторону более полной демократии, преодоления бюрократизации общества и тенденции к формированию олигархии.

Теория олигархии и понимание элиты Роберта Михельса

Политолог и социолог Роберт Михельс (1876—1936), наряду с Г. Моской и В. Парето, считается одним из основателей элитологии (теории элит), а также социологии политических партий. Главным предметом его изучения были политические партии, а не всё общество в целом.

В первых политологических сочинениях Михельса утверждалось, что подлинная демократия — прямая, а представительная демократия несёт в себе зародыш олигархичности. Однако в своём главном труде «Социология политической партии в условиях демократии» (1911) Михельс приходит к выводу, что олигархия — неизбежная форма жизни крупных социальных структур.

Известность Михельсу принёс прежде всего сформулированный им «железный закон олигархических тенденций»: демократия, чтобы сохранить себя и достичь стабильности, вынуждена создавать организацию, а это связано с выделением элиты — активного меньшинства, которому масса должна довериться. Так что демократия неизбежно превращается в олигархию.

Демократия не может существовать без организации, управленческого аппарата, элиты, а это ведёт к закреплению постов и привилегий, к отрыву от масс. Даже функционеры левых партий меняют свой социальный статус, превращаются в правящую элиту. Харизматических лидеров, мобилизующих массы на активную политическую деятельность, сменяют бюрократы, а революционеров и энтузиастов — консерваторы и приспособленцы.

Михельс исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества, особо выделяя организаторские способности, а также организационные структуры общества, стимулирующие элитарность и возвышающие управляющий слой. Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит её. В обществе, как и в партиях, действует «железный закон олигархических тенденций». Развитие крупных организаций неизбежно ведёт к олигархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами. Чтобы их деятельность была эффективной, необходима функциональная специализация, выделение руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам, заботятся в первую очередь о сохранении своего привилегированного положения. Рядовые же члены организаций недостаточно компетентны, пассивны и равнодушны к повседневной политической деятельности. В результате любой, даже демократической организацией всегда фактически правит олигархическая, элитарная группа.

Ф. Г Карпентер Первое прочтение Прокламации об освобождении рабоз президента Линкольна. 1864 г.
Ф. Г Карпентер Первое прочтение Прокламации об освобождении президентом Линкольном. 1864 г.

В. Парето, Г. Моска и Р. Михельс — классики элитизма, сформулировавшие исходные тезисы этого направления социально-политической мысли.

Несмотря на то, что сами создатели теории элит не отрицали либерально-демократических ценностей, их выводы ставили под сомнение множество положений демократии, таких как власть народа, свобода слова, представительство общественных интересов. Поэтому концепция элитизма стала рассматриваться в качестве альтернативы западному демократизму.

Автор: Светлана Зотова




Поделиться ссылкой