Теория разумного эгоизма

Суть концепции сводится к тому, что в основе любых человеческих поступков лежит эгоистичное стремление к собственному благу, но правильно понятый личный интерес совпадает с общественным, и в результате победы общего дела в конечном счёте выиграет индивид. Зачатки теории появляются ещё в период античности: по мнению Аристотеля, «себялюбие нравственного человека не исключает ни отказа от благ, ни самопожертвования ради других и ради отечества» и «добродетельному надлежит быть себялюбом».

Концепция получила развитие в эпоху Возрождения (Лоренцо Валла утверждал, что необходимо «научиться радоваться пользе других людей» — это делает возможным и достижимым собственное удовольствие), во французском Просвещении (Гельвеций считал рациональный баланс между эгоистическими страстями индивида и общественным благом возможным в условиях обеспечения государством пользы для максимального количества людей, основанной на выгоде отдельного индивида), в трудах Адама Смита интересы частных лиц не противоречат общественному благу, «невидимая рука» рынка обеспечит социальную гармонию) и Людвига Фейербаха (гармоническое сочетание общественных и личных интересов опирается на чувство собственного удовлетворения от удовлетворения других).




Поделиться ссылкой