Вожди и «вождизм»

История знала многих харизматических лидеров. Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон — всё »то правители, чей приход к власти отвергал и разрушал традиционные рамки власти прежней. Казалось бы, и XX в., когда в Европе установилась новая политическая система, основанная на рациональном господстве, о харизматических лидерах не может быть и речи. Однако прошедшее столетие видело Гитлера, Сталина, Муссолини, Мао Цзэдуна, Хомейни, которым удавалось вести за собой миллионы людей, несмотря на совершённые этими лидерами злодеяния.

Феномен современных харизматичных лидеров, становившихся абсолютными правителями, не стеснявшими себя рамками законов, прав и свобод, вызывает большой интерес историков, философов и политологов. Не случайно такие правители часто предпочитали для себя наименование «вождь» («фюрер», «дуче»). Президент, премьер-министр, монарх действуют по неким принятым в данном государстве правилам и считаются с ними. Вождь сосредоточивает в себе всю полноту власти, которая не может быть ни разделена, ни ограничена. Само слово «вождь» вызывает ассоциации с древними племенными отношениями, когда лидер племени обладал властью не только политической, но и священной.

Гитлер и толпа. 1936 г.
Гитлер и толпа. 1936 г.

На это обратил внимание один из крупнейших психологов и философов XX в. Карл Густав Юнг. Одним из важнейших принципов теории Юнга было учение о коллективном бессознательном — древних структурах, таящихся в подсознании каждого человека. Наиболее устойчивые структуры, присущие людям, учёный называл архетипами. Юнг, как и многие другие психологи, интересовался феноменом тоталитарных правителей и пришёл к выводу, что такие лидеры апеллировали к коллективному бессознательному подданных, в частности к одному из важнейших психологических архетипов — архетипу Отца. По мнению Юнга, этот архетип остался в человеческом подсознании с первобытных времён, когда старейшина, отец — он же вождь — обладал неограниченной властью над своим родом и воспринимался как посредник между земной жизнью и богами. Вождь чаще всего был одновременно и жрецом, во всяком случае, он совершал священные обряды, обеспечивавшие богатство и процветание племени.

Вожди XX в. — осознанно или неосознанно — пробуждали у своих народов эти дремлющие архетипы, не обосновывая собственную власть рационально, а обращаясь к иррациональному началу. Примерами такого обращения могут служить нацистские факельные шествия, игра с символами смерти, многотысячные демонстрации, характерные для всех тоталитарных режимов, многократные повторения лозунгов, создание образа врага и постоянное разжигание ненависти к нему. Всё это ослабляет индивидуальное начало в каждом отдельном человеке, превращает его в песчинку в огромной толпе, заставляя ощущать своё единство с марширующими и выкрикивающими лозунги демонстрантами, преклонение и восторг перед вождём.

Харизматические лидеры во все времена приходили к власти в кризисные эпохи, когда люди чувствовали себя растерянными, когда рушились прежние обычаи и установления и человек ощущал беззащитность перед окружающим миром. В такой ситуации легко поверить, что лидер, претендующий на сверхъестественную власть, сможет защитить своих «детей» от всех жизненных превратностей и обеспечить их процветание.

Интересно, что архетип Отца, по Юнгу, обычно связывается с таким древними чертами сильного вождя, как высокий рост, огромная физическая сила, красота, невероятная сексуальность. Между тем, самые жестокие вожди XX столетия были низкорослыми, уродливыми, физически слабыми людьми, и всё же им удавалось заставить миллионы людей увидеть в них образ Отца и Защитника.

Муссолини и толпа. Конец 1930-х гг.
Муссолини и толпа. Конец 1930-х гг.

Появление такого типа лидеров в XX в. стало одним из сильнейших вызовов в адрес не только либеральных демократий, но и гуманизма в целом. Попытки объяснить появление "вождей» одурачиванием избирателей или запугиванием их со стороны силовых структур кажутся слишком простыми. Не стоит забывать, что за харизматическими лидерами шли миллионы в Германии, СССР, Италии, Китае, Иране. И даже после того как преступления этих правителей были преданы гласности, у них остаётся множество приверженцев, по-прежнему верящих в харизму и правоту диктаторов.

Историки неоднократно подчёркивали связь появления подобных лидеров с общим культом сильной личности, распространившимся в первой половине XX в., и с ослаблением рационального видения мира. Утверждать, что харизматические лидеры больше не появятся, невозможно. Однако стоит отметить, что во второй половине XX столетия и в начале нового века в мире всё-таки преобладали лидеры рационального типа.

Автор: Тамара Эйдельман




Поделиться ссылкой