Около 12% всего населения Земли проживает в горных районах, значительная часть которых находится на территории стран с низким уровнем жизни. Поэтому жизнь народов, населяющих высокогорья Анд, Гималаев или Эфиопского нагорья, трудна и полна лишений.
В странах Западной Европы население долин с каждым годом растет, а поселения, расположенные высоко в горах, постепенно пустеют. Исключение составляют лишь те деревни, где создаются базы для зимних видов спорта. Жители таких мест работают проводниками, инструкторами по горнолыжному спорту, спасателями, а некоторые продолжают заниматься традиционным сельским трудом. Производство продуктов животноводства, таких, как сыр, могут стать для горцев хорошим источником дохода, ведь благодаря сохранению традиционных методов сыроварения они могут снабжать горожан высококачественными экологически чистыми продуктами.
Во многих горных районах, например в Андах и Гималаях, условия жизни необычайно тяжелы. Климат здесь суровый, транспортное сообщение затруднено, и жителям этих изолированных мест приходится рассчитывать только на себя. Чтобы вырастить овощи, корнеплоды, зерно, приходится выгораживать камнями террасы на склонах гор. Однако бедные почвы и низкие температуры позволяют получать лишь самые скудные урожаи. Наряду с земледелием жители гор занимаются животноводством, от которого получают шерсть, шкуры, мясо, молоко.
Жители изолированных горных поселений не имеют возможности пользоваться услугами современной медицины. Лечатся они местными народными средствами, в том числе лекарственными растениями. Например, в Непале растение чира-ито успешно применяется для лечения от кишечных паразитов. У жителей высокогорий нет ни газа, ни угля, поэтому в Гималаях в качестве топлива используют сушеный навоз яков (который не так уж хорошо горит и не дает много тепла) и, конечно, дерево. Это одна из основных причин сведения лесов в этом районе .
В бедных странах дети, живущие в горной местности, редко посещают школу, особенно девочки, которым приходится много помогать матерям по хозяйству. Школы обычно расположены на большом удалении друг от друга, и ученикам приходится преодолевать путь в несколько километров по горным тропкам, чтобы попасть на уроки. Эдмунд Хиллари, новозеландский альпинист, первым совершивший восхождение на Эверест в 1953 г., очень много сделал для строительства школ и развития системы образования в Непале.