В южных тропических широтах существуют ветры, которые дважды в год меняют своё направление, — это муссоны. Летом материки нагреваются сильнее и быстрее, чем океан, и над ними устанавливается область низкого давления — циклон. Над холодной водой морей и океанов, наоборот, образуется область высокого давления — антициклон. Летний муссон дует с моря на материк, принося обильные осадки. Именно в это время чаще всего на море случаются штормы. Зимой всё происходит наоборот: над медленно остывающим океаном воздух более тёплый, и он вытесняется холодными ветрами, дующими с уже холодной суши.
Силу ветра и его скорость определяют тем, какие видимые изменения он приносит. Для этого существует шкала Бофорта. Например, на море ветерок, вызывающий на поверхности воды рябь, соответствует скорости до полутора метров в секунду. На суше такой ветер заметно отклоняет дым от труб. Когда ветер наполняет паруса на морских кораблях, а на суше раскачивает вывески, его сила около пяти метров в секунду. Сильный ветер часто дует порывами по несколько секунд, в это время он усиливается. О приближении и возможности такого ветра дается «штормовое предупреждение» по радио, в Интернете, по телевидению. Скорость ветра при шторме около 25 метров в секунду.
Буря случается, когда проходит тайфун. На море он переворачивает корабли, поэтому все спешат укрыться в защищенных бухтах. Однако иногда судно безопаснее вывести в открытое море, чтобы усиливающиеся на мелководье волны не вынесли бы его на берег или не разбили о скалы. На море при урагане практически ничего не видно из-за пены и брызг в воздухе.
Бора — сильный порывистый холодный ветер, дующий с гор на побережье морей. Невысокие хребты загораживают холодный воздух над сушей от более тёплого воздуха над поверхностью воды. Холодный и тяжёлый воздух «переваливает» через хребет и стремится вниз, к побережью, с большой скоростью — до 60 километров в час, а это скорость пассажирского поезда. Над тёплой поверхностью контраст температур между потоком холодного воздуха и тёплым морем увеличивается, и скорость боры возрастает. Сильный порывистый ветер поднимает высокие волны, брызги от которых замерзают на всех предметах, например на корпусах и оснастке кораблей, утяжеляя их и создавая сильный опасный крен судна. С наветренной стороны (то есть с той, которая подставлена ветру) на судне нарастает порой несколько метров льда! Бора продолжается от нескольких суток до недели.
Во многих странах бора имеет собственные названия. Например, на юге Франции такой ветер называется мистраль, на побережье Каспийского моря — норд, на юге Калифорнии такой ветер называется Санта-Ана, а на озере Байкал — сарма.