Иван Федорович Крузенштерн родился в семье немецких дворян в 1770 году. После церковной школы поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте, но был выпущен досрочно, получив звание мичмана: Россия вела тогда войну со Швецией, и на флот срочно требовались военные специалисты. После нескольких военных кампаний был произведен в лейтенанты. Учился в Англии морскому искусству, вместе с англичанами участвовал в сражении с французскими кораблями у северных побережий Америки.
Крузенштерн первым предложил проект торговли не сухопутным, а морским путем, кроме того, так можно было бы проложить путь во владения Русской Америки. Проект первого российского кругосветного плавания был одобрен императором Александром I и осуществлен кораблями под руководством Крузенштерна и Лисянского с 1803 по 1806 год. Получил чин адмирала. Умер Иван Крузенштерн в 1846 году.
История первого кругосветного путешествия россиян началась несколько раньше, чем корабли «Нева» и «Надежда» выступили в поход из Кронштадта. Дело в том, что у России в тот период не было кораблей, способных проделать многотрудный и дальний путь вокруг света. Для того, чтобы приобрести корабли, в Англию отправился Юрий Лисянский, опытный военный моряк, будущий капитан одного из кораблей, «Невы». Английские шлюпы пришли в Кронштадт в 1803 году, где их ждали подобранные команды, снаряжение, грузы и капитан И.Ф. Крузенштерн.
Юрий Федорович Лисянский (1773–1837) – блестящий русский военный, моряк, капитан, исследователь. Свои записки о путешествии вокруг света он опубликовал в 1812 году и потом лично перевел их на английский язык.
Корабли должны были пересечь Атлантику, пройти вдоль побережья Южной Америки, обогнуть мыс Горн и выйти в Тихий океан, держа курс на Дальний Восток: кроме исследовательских целей, у них была еще одна важная миссия: на борту «Надежды» находился посланник России в Японии, камергер, граф Николай Резанов (будущий герой эпопеи, которая была прославлена в 1980-е годы в рок-опере «Юнона» и «Авось»). После доставки Резанова в Японию и установления дипломатических отношений с этой во многом загадочной для европейцев страной флотилия должна была пройти Индийским океаном и, обогнув Африку, вернуться по водам Атлантики обратно в Кронштадт.
Интересно, что мичманом на корабле «Надежда», совершившим кругосветное плавание, был молодой барон Фаддей Беллинсгаузен. Во время плавания он был произведен в чин лейтенанта.
«Оскорбительная предосторожность, с которой поступают в Японии с иностранцами, довольно известна», – писал в своих путевых заметках Крузенштерн. Это было причиной того, что русские корабли были допущены только в специальную гавань у побережья, но не далее. Безуспешными были переговоры посланника Резанова: японцы так и не приняли их верительные грамоты и отказались от представительства. Зато многие месяцы, которые корабли провели у японских берегов, ожидая решения, дали капитану Крузенштерну возможность для наблюдений за поведением, бытом, порядками в закрытом японском обществе (капитану единственному из всей команды предоставили привилегию жить все это время на берегу). Ему не запрещали также проводить астрономические и другие наблюдения. Все это было положено потом в основу будущей книги Крузенштерна.
Миссия в Японии оказалась неудачной, и далее корабли «Надежда» и «Нева» (под предводительством Юрия Лисянского) пошли разными путями. Граф Резанов получил направление для инспектирования русских поселений на Аляске, куда ушла «Нева». «Надежда» продолжила кругосветное путешествие, взяв курс сначала на север, в Японское море, а затем, достигнув побережья Сахалина, снова повернула на юг, пройдя вдоль Китая и Индонезии, и далее, через Индийский океан и мыс Доброй Надежды. Корабли вернулись в Кронштадт порознь в 1806 году.
Во время долгого пути капитан Крузенштерн показал себя превосходным моряком и блестящим офицером, который заботится о своей команде. В начале XIX века редкое морское путешествие обходилось без заболеваний. Цинга была настоящим бичом мореплавателей. В кругосветном путешествии Крузенштерна не было отмечено ни одного случая этого заболевания, и вообще ни одного смертельного случая – огромная редкость по тем временам: капитан, превосходно знавший все тонкости морских походов, взял на борт достаточное количество таких припасов, как квашеная капуста, клюква, запасался нужными средствами и по дороге, при заходах в порты. Подавая пример команде и другим офицерам, он каждый день занимался гимнастикой, поднимая двухпудовые гири, которые всегда возил с собой. На корабле, кстати, существовала и традиция перед отплытием каждому члену команды погладить спаниеля, любимца капитана, который сопровождал его в путешествиях. После окончания кругосветного вояжа каждый член команды получил медаль.
«Во время дождя употребляют они зонтик. Крепко намазанные помадою лоснящиеся волосы завязывают у самой макушки в пучек… Бороды не стригут, не бреют; но выдергивают волосы щипчиками, чтобы не скоро росли. Сии щипчики вместе с металлическим зеркальцем имеет каждый японец в карманной своей книжке».
И. Ф. Крузенштерн
Перу Крузенштерна принадлежит огромный труд «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна», который включает в себя несколько томов. Интересно, что целый том посвящен только описанию плавания со всеми направлениями ветров, румбами направления движения, астрономическими и гидрографическими наблюдениями, таблицами температур. Кроме того, были опубликованы 104 карты, многочисленные рисунки, сделанные в экспедиции. Этими томами долгое время можно было пользоваться как лоцией. Недаром после опубликования «Путешествия…» в 1809 году оно сразу было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки.
За «Атлас Южного моря» и несколько томов «Путешествий…» И.Ф.Крузенштерну в 1847 году была присуждена полная Демидовская премия, самая почетная неправительственная награда России.